| |
ГЕРАСИМОВ С. В. _________ GERASIMOV SergeyГерасимов Сергей Васильевич 1885–1964
Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964), русский художник, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин. Родился в Можайске 14 (26) сентября 1885 в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1912), где его наставниками были С.В.Иванов и К.А.Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 построил себе дом-мастерскую.
В ранней живописи художника (Фронтовик, 1926, Третьяковская галерея, Москва) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В Клятве сибирских партизан (1933, Русский музей, Петербург) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый Колхозный праздник (1937, Третьяковская галерея) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская Мать партизана (1943–1950, там же). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед – прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия Можайские пейзажи, 1954, там же; и др.) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.
Проявил себя как опытный педагог (преподавал, еще с 1912, в художественной школе при типолитографии И.Д.Сытина, а затем во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора Московского художественного института имени В.И.Сурикова). Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950–1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958–1964). Был лауреатом Ленинской премии (1966). Его официальные выступления собраны в книге Об искусстве (1973).
Умер Герасимов в Москве 20 апреля 1964.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Герасимов Сергей Васильевич (1885) общее образование получил в Можайском (Московской обл.) сельской школе и городском училище ПОВЫШЕННОГО типа.
В 1901 г. приехал в Москву, поступил в Строгановское училище и стал учиться живописи у С.В. Иванова, К.Л.Коровина и др.
В 1906 г. поступил в Училище живописи, которое окончил в 1912 году.
После войны много работал как педогог. С 1921 г. по 1930 г. был доцентом Вхутемаса и Вхутеина, в 1930 г. доцентом Полиграфического института.
Выставлять начал с 1906 г. („Московский салон", „Мир искусства", ОМХ, АХР).
Картины его имеются в основных музеях.
(Картина: «Клятва сибирских партизан». Масло.)
|
Провинция. 1910. Бумага, акварель, белила. |
Хлеб наш насущный. 1921. Масло. |
Лошадь у ворот. 1920-е. |
Мещанка. 1923. Масло. |
Волго-Балтийский канал. Б.К. 35,5х48,5 см. |
Крестьянин в картузе. 1925. Х.М. 81х61 см. |
Летний пейзаж. Зеленый шум. 1929. Х.М. 88,3х62,2 см. |
Плотина. 1929. Холст, масло. 82x105.6 см. Государственная Третьяковская галерея |
Вечер в порту. Архангельск. 1932. Холст, масло. 82.6 x 105 см. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки |
Белое море. Вечер. 1933. Холст, масло. 68x90 см. Мемориальный дом С.В.Герасимова |
На белом море. 1930-е. Х.М. 73х120 см. |
Колхозный сторож. 1933. Х.М. 119,5х80 см. |
Северный пейзаж. Вечер. 1933. Масло. |
Клятва сибирских партизан. 1933. Холст, масло. 173x257 см. Государственный Русский музей |
Весенний разлив. 1934–1935. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея |
Туча. 1936. Х.М. 72х90 см. |
Псков. Река Великая. 1938. Х.М. 70х90 см.
|
За столом. Этюд к картине "Колхозный праздник". 1937. К.М. 40х49 см. |
Колхозный праздник. 1937. Холст, масло. 234 x 372 см. Государственная Третьяковская галерея |
В.И.Ленин на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян. 1936. Х.М. 236,5х186,5 см. |
Облачный день. 1937. Х.М. 93х93 см. |
Улица в Кисловодске. 1939. Холст, масло. 66.5 x 88.5 см. Чувашский государственный художественный музей |
Зима. 1939. Холст, масло. 69.9 x 90.5 см
Государственная Третьяковская галерея |
Пейзаж с башней. Начало весны. 1940. Холст, масло. 63 x 90 см. Государственная Третьяковская галерея |
Кутузов на Бородинском поле. 1952. Холст, масло. 180 x 255 см. Музей-панорама "Бородинская битва" |
Весна. Март. Холст, масло |
Шир-Дор. 1942. К.М. 37х33 см. |
Мать партизана. 1943. Холст, масло. 184 x 232 см. Государственная Третьяковская галерея |
Лед прошел. 1945. Холст, масло. 75 x 110 см. Государственная Третьяковская галерея
|
На южном курорте. Холст, масло. 86x115 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
|
Вечер. 1950. Х.М. |
Уголок Масловки. 1952. К.М. 51х75 см.
|
Церковь Покрова на Нерли. 1953. Х.М. 32х68 см. Государственная Третьяковская галерея |
Сирень в цвету. 1955. Х.М. 49х70 см.
|
Начало апреля. Фрагмент. 1952. Х.М.
|
Античный театр в Эпидавре. 1962. Х.М. 50х78 см.
|
К осени. 1953. К.М. 50х65,5 см.
|
Венеция. Вид от Санта Мариа делла Салюте. 1956. К.М. 40х70 см. |
Сад Тюильри. 1956. К.М. 41х68 см. |
За власть Советов. 1957. Холст, масло. 191x272 см.
Государственная Третьяковская галерея |
Неаполитанский залив. Вечер. 1958. К.М. |
Сидят в центре: С.В.Герасимов и В.А.Фаворский. 1930-е гг. |
Сергей Васильевич Герасимов
(из книги А.БЕРЕЗИНА «Вороново. Художественная галерея». 1978 г.)
Действительный член Академии художеств СССр, народный художник СССр, лауреат Ленинской премии С.В.Герасимов (1885-1964) родился в г. Можайске Московской области.
«Учился я, - писал в своем автобиографическом очерке художник, - в сельской школе и городском училице. Пятнадцати лет приехал в Москву и поступил в Строгановское училице. Здесь, в связи с курсом русской словесности, читая русские былины, почувствовал, что больше всего люблю русское искусство и рускую историю. Я увлекался Васнецовым, Нестеровым. Очень хорошо вспоминаю Строгановское училице. Там преподавали С.В.Иванов, К.А.Коови, А.М.Корин и другие».
В 1907 году Герасимов заканчивает декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1911 года.
Вначале Герасимов выступал с произведениями, исполненными акварелью. «Первое время и довольно долго потом, - вспоминал далее художник, - я работал главным образом мкварелью. Мужской портрет на выставке 1911-1912 года также исполнен в этой технике. Масляная живопись мне далась не сразу, а в результате больших усилий». Однако и каварельная живопись Рерасимова выделяется богатством колорита, точностью рисунка, контрастными живописными отношениями. В его ранних акварелях было много жанровых сцен, в которых выведена целая галерея человеческих характеров.
Насыщенные звучными красками, неожиданными колористическими находками, эти ранние работы Герасимова пленяют своим высоким мастерством.
Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великоланый мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советстким пейзажистом.
Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник П.Д.Корин:
«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое пле Бородино.
С детства родная природа – первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, - очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом.
Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только хожодник-поэт».
С.В.Герасимов писал все времена года, но больше всего он любил раннюю весну, здесь с особенным блеском проявился его дар великолепного колориста.
С.В.Герасимов был прекрасным книжным иллюстратором. Его рисунки к «Капитанской дочке» Пушкина, к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», к «Делу Артамоновых» Горького и к «Грозе» Островского вошли в золотой фонд советского графического искусства.
Разнообразие творческих интересов Герасимова особенно отчетливо обнаруживаешь, кгода знакомишься с его тематическими композициями. Этот выдающийся художник жил интересами своей страны, он стремился идти в ногу со временем, хотел, чтобы его искусство служило народу. Это стремление проявилось у него с первых же дней после победы Великого Октября. Герасимов с открытой душой принял Советскую власть и немедленно принялся за работу, необходимую новому времени. В первые же месяцы после Октября он принял деятельное участие в работе отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в организации художественного образования и в оформлении революционных празднеств.
Великий праздник – 7 ноября 1918 года – прошел в необычайно торжественной обстановке. «Октябрьские дня первой годовщины были одними из наисчастливейших дней в жизни Ильича», - вспоминала Н.К.Крупская.
В праздничном оформлении улиц, площадей и домов приняли участие лучшие художественные силы страны: Б.Кустодиев, С.Герасимов, Н.Касаткин, Е.Чепцов, И.Бродский и многие другие. С.В.Герасимов написал огромное панно «Хозяин земли», изображавшее крестьянина с красным знаменем в руках. Панно было размещено на фасаде здания бывшей городской думы (ныне в нем находится центральный музей им. Ленина).
В первое послереволюционное десятилетие Герасимов создает цикл композиций, в которых показывает своего современника, образы, созвучные героическому духу времени. «За столом», «Три крестьянина», «Крестьянин в шапке», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Рыбаки на Волхове» и другие произведения такого же характера запечатлели острый интерес к началам новой жизни в деревне, новое понимание им образа крестьянина.
В 1933 году Герасимов выставил картину «Клятва сибирских партизан» и портрет «Колхозный сторож». Обе эти работы выдвинули художника в ряд лучших мастеров советсткой живописи. «Клятва сибирских раптизан» - выдающееся произведение, воплощающее героический дух советского народа, проявившийся в годы гражданской войны. С какой убежденностью и величавой торжественностью произносит свое прощальное слово командир отряда у грода погибшего бойца! Как взволнованно-суровы в этот трагический момент партизаны, решившие до последнейф капли крови бороться за утверждение новых, коммунистических идеалов!
«Клятва сибирских партизан» справедливо считается лучшей историко-революционной картиной Герасимова. Сам художник не раз говорил, что главную свою творческую задачу он видит в создании картин со сложным композиционным и образным строем.
Значительными работами явились также картины «В.И.Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1935-1936), «Колхозный праздник» (1937), и «За власть Советов» (1957)…
С.В.Герасимов – блистательный мастер светлой, солнецной живописи. Сколько в его «Колхозном празднике» света, воздушного простора, ощущения большого радостного, истинно народного праздника»
Примечательно, что все тематические картины Герасимова, как и большинство его портретов, изображают крестьян. Знакот руской деревни посвятил свое искусство красоте человека крестьянского труда.
В тяжелые годы Отечественной войны С.В.Герасимов создает свою значенитую гартину «Мать партизана» (1943).
На холсте – две противостоящие друг другу фигуры, две противоборствудщие идейные силы: пожилая руская крестьянка и эсэсовец. Женщина-мать – олицетворение мужественного и свободолюбивого народа. Огромная выразительность в раскрытии психологического состояния образа ставит эту картину в один ряд с лучшими созданиями современной живописи.
Интенсивно работает художник и в послевоенные годы. Появляется серия тонких по живописи, лирических по настрою пейзажей: «Последний снег» (1954), «Первая зелень» (1954), «Сирень в цвету» (1955), «Пейзаж с речкой» (1959) и многие другие картины.
С.В.Герасимов вел большую общественную и педагогическую работу, он был в разное время профессором высших зудожественных учебных заведений Москвы, председателем правления Московской организации художников, первым секретарем правления Союза художников СССР. В 1963 году он был депутатом Верховного Совета РСФСР.
«Сергей Васильевич Герасимов, - сказала о нем народный художник СССР Е.Ф.Белашова, - это восесть нашего искусства, это наша творческая жизнь, наша энергия, наша ответственность перед народом и перед самим собой».
В 1966 году (посмертно) С.В.Герасимову было присвоено почетное звание лауреата Ленинской премии за серию картин «Земля русская», в которую вошли вледующие работы: «Ранняя весна» (1952), «Послениний снег» (1954), «За власть Советов» (1957), «Летниц день» (1957), «Паводок» (1957), «Можайск.Вечер» (1959), «Пейзаж с рекой» (1959), «Снег сошел» (1963).
|
Из рукописи:
Нюренберг, Амшей Маркович (1887–1979). Одесса–Париж–Москва. Воспоминания художника.
Герасимов
Как-то в беседе с Кончаловским, когда он был в ударе и о художниках говорил ярко и остро, я спросил его:
— Петр Петрович, как вы относитесь к Сергею Герасимову?
Он сказал:
— Хорош. Художник талантливый. Но, по-моему, часто подпадает под влияние других.
— А кто не подпадал под влияние других? Вспомните фразу Пуссена : «Я никогда, никем и ничем не пренебрегал …» Вспомните Эдуарда Мане и Клода Моне, Сурикова.
— Видите ли, — ответил Кончаловский, — есть влияние, имеющее учительское значение, и есть влияние, ведущее к эклектизму, к эпигонству.
— А какое, по-вашему, наблюдается влияние в творчестве у Сергея Герасимова?
Подумав, Кончаловский твердо ответил:
— Учительское.
***
Как и Кончаловский, Сергей Герасимов в молодые годы испытал большое влияние своего учителя Коровина и мечтал освободиться от этого влияния. В десятые годы нашего века слава Коровина была очень велика. Он был первым художником, познакомившим русского зрителя с техникой импрессионизма. Яркие, густые и звучные краски, темпераментно брошенные на холст, казались небывалым явлением. Естественно, что многие начинающие художники и в том числе Кончаловский и Герасимов увлекались живописью Коровина.
Однако, путь следования за учителем оказался медленным. Не всем ученикам был близок тот декоративный и бравурный стиль, которым отличался Коровин. Сергей Герасимов мечтал о строгой станковой живописи и новых средствах выражения.
Знакомство его со Щукинской коллекцией, где находились полотна знаменитых импрессионистов, произвело на него сильное впечатление. Особенно нравился ему Сислей с его лирическими пейзажами. В этом офранцуженном англичанине Сергей Герасимов почувствовал много близкого и родственного. Ту же склонность к поэзии и к мягким гармоничным цветовым отношениям можно наблюдать и в его собственных работах.
Акварельность колорита в картинах Сислея особенно привлекала Сергея Герасимова. Он и сам всю жизнь работал в акварели. Любил ее и, как никто у нас, умел ею владеть. Изучив импрессионистскую технику, Сергей Герасимов много работал над ее освоением и созданием своего собственного стиля.
В его работах 30-х годов появляются черты зрелого мастерства. Исчезают коровинские ловкие мазки, упрощенные цветовые отношения, повышается вкус. И самое ценное, что в этих вещах мы уже видим его личную, им выношенную поэзию.
Сергей Герасимов в эту пору создает ряд интересных композиционных картин и большую серию великолепных пейзажей.
***
После Левитана русскую природу писали многие талантливые пейзажисты: Крымов, Переплетчиков, Юон, Жуковский, Рылов. Но никто из них не сумел так вдохновенно, выразительно и так поэтично передать ее. В их работах не всегда ощущалась современность. Недооценивая новаторские, импрессионистские приемы, они как бы отставали от современности.
Сергей Герасимов не боялся влияния импрессионизма и изучал творчество Моне и Сислея без предубеждения.
Герасимов — импрессионист, «но только с русской душой».
Сергей Герасимов любил северный русский пейзаж с тихими речками, далекими синеющими лесами и холодновато голубым небом. Он хорошо знал этот пейзаж и мог его написать, не пользуясь натурой, по памяти. Дома у Герасимова висел замечательный портрет профессора Езерского, кисти Сурикова. Показывая мне его, Сергей Васильевич сказал:
— Вот поглядите, как портрет написан. Я его берегу как реликвию. Всегда учусь у Сурикова, как писать! Это мой постоянный учитель и советник. Обратите внимание — какая во всем чувствуется сила! Мужская рука!
Внимательно разглядывая на выставках картины и портреты Герасимова, я всегда вспоминал этот блестящий, редкой выразительности и красоты суриковский портрет, которым так часто и счастливо вдохновлялся художник.
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-10-16 (83499 Прочтено) [ Назад ] |
|
|