Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12Шурпин Федор Саввич
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

ШУРПИН Ф. С. ________________ SHURPIN Theodore

Шурпин Федор Саввич
1904-1972

  • творчество
  • фотографии
  • выставки
  • литература
  • статьи о художнике

  • Шурпин Федор Саввич, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат государственной премии СССР, родился в 1904 г., в деревне Кирякинка Смоленской губернии.
    Учился на рабфаке искусств (с 1923), на факультете живописи Вхутеина (1925-30). С 1929 участвовал в выставках АХР (Ассоциация художников революции). Известность молодому художнику приносит картина "Краснознаменка" (1933 г., ГТГ).
    Во время Великой Отечественной войны ездил на фронт, писал портреты военных летчиков и картины на военные темы.
    В 1949 году за картину "Утро нашей Родины" (1946-48 гг.) Федор Шурпин удостоен Сталинской премии. Картина закуплена Государственной Третьяковской галереей.
    Таланту ШУРПИНА подвластны все жанры. ШУРПИН автор исторических и бытовых композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов; главной, ведущей в творчестве художника была крестьянская тема ("В гостях у колхозника", "В родном селе", На колхозных полях", "Материнство", "ТРудовые ночи", "1919 год", "Память народная" и др.). ШУРПИН часто приезжал на родину, жил и работал в дер. Рудня Ершичского района. В 1969 г. в пос. Шумячи была создана художественная галерея, в основу которой положена подаренная им коллекция картин: "Материнство" (Близнецы"), "Спящий ребенок", "Первые шаги", "Мать", "На колхозных полях", "Последний луч", "Туман над Ирпутью", "Возрождение", "Память народная", "На родине", "Год 1919", и др.
    Умер Ф.С. Шурпин в 1972 г. в Москве.

    Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.

    Шурпин Федор Саввич (1904) художественное образование получил на Московском рабфаке искусств (1923—25 гг.) затем на живописном факультете Вхутеина, который окончил в 1930 г.
    Участник выставок АХР.

    (Картина: «Краснознаменка». Масло.)


    Творчество:




    Портрет жены в меховой безрукавке. 1932.

    Автопортрет. 1932. Х.М. 46Х42.




    Портрет в красном. 1931. Х.М. 100х93.

    Из книги А.С. Давыдовой "Ф.С. Шурпин"

    Выразителен поколенный «Портрет жены» (1931).
    Неоконченный, написанный легко, лессировочно, а во многих местах оставленный в подмалевке, он интересен и постановкой натуры и живописным решением. В непринужденной живой посадке, в обвивших колени руках, в легком величавом повороте головы, в спокойной осанке—неуловимое движение.
    Оно позволяет художнику решить фигуру с наибольшей пространственной свободой, придать ей большую выразительность, индивидуальность.
    Ощущение величавости и приподнятости, которое создается композицией, усиливается и колористически. Лицо женщины и вся ее фигура ярко освещены, светлый фон создает впечатление пространства, воздуха и света. Ярко-красная кофта и черная юбка, белизна обнаженных рук и нежно-розовый тон лица создают мажорную гамму.





    А в 1937 году написан другой «Портрет жены» (См. ниже). Здесь образ совсем иной. Беременная женщина вся углублена в себя и как бы отрешена от окружающего. Сильно вылеплена фигура, но и в ее пластике, и в позе все та же замкнутость. Даже черная накидка поверх розового платья как бы подчеркивает это главное состояние образа.
    А.С. Давыдова

    Портрет жены. 1937. Х.М. 64х47.


    Автопортрет с серьгой. 1936.






















    Дима спит. 1934.
    Хлеб. Этюд. 1933.



    "Спящая Венера" (этюд). 1935. К.М. 25х49.























    Дождливый день. 1935.
    Натюрморт. 1935.



































    Женский портрет. Осенью. 1935.
    Материнство. Извечное. 1931.
























    В родном селе. 1935.
    Сон. 1934.



























    Краснознаменка. 1933.
    Старик с палкой. 1936.
    Портрет Димы. 1938.

































    Материнство (близнецы). 1938.
    Портрет сказительницы А.В.Морозовой, 1939, холст/масло.





































    Портрет матери в красном чепце. 1936.
    Портрет девушки. 1956.



































    Портрет матери. 1942.
    Старик. 1939. Х.М. 51х43.



    Натюрморт с мастихином. 1940. Х.М. 42х47.

    Письмо с фронта. 1942.



    В 1942 году. 1942. Ф.М. 34х27

    Автопортрет


    Стадион Динамо. 1940. К.М. 21х27.5.

    Вдали Москва (этюд). 1945.










































    В войну. 1941. Х.н.К. М. 31X44.


























    Мать с двумя детьми. 1937.
    Саввка ворует яблоки. 1942.
    Портрет летчика Струкова. 1942.




    Дорога в Хосте (этюд). 1946. К.М. 15х21.

    Хоста (этюд). 1946. К.М. 18х24.



    На пашне (Земля весенняя). 1947. К.М. 50х70.


    Сбор картофеля (этюд). 1947. К.М. 11.5х19.

    Молодые березки (этюд). 1947. Х.н.К. М. 12х17.




    Мать. 1947. Х.М.


    Мать. (Фрагмент). 1947. Х.М.

    Ф. Шурпин в своей мастерской, 1948 год.
































    Утро нашей Родины. 1946-48.




    Пахота (этюд). 1949. К.М. 50х70.

    Закат (этюд). 1953. Х.н.К. М. 35.5х49.5.


    М.М. Пришвин (этюд). 1950. К.М. 30,5X40.

    Портрет жены. 1954. Х.н.К.., М. 50.5X39.

    Лесная река (этюд). К.М. 50х50.


    Пришвин (этюд). 1950. Х.М. 29х38,5.

    Вечер в лесу (этюд). 1950. Х.н.К.,М. 25х35.



    В поле. 1949. Х.М.


    В поле. (Этюд). 1949. К.М. 15х20.

    Пастушка. 1947. Х.М. 63х90. (Астр.К.Г.).




    На мирной земле. 1952.


    Солнце над озером. 1936. К.М. 17х23.

    Старый сарай (этюд). 1954. К.М. 25х40 .



    Земля. 1955. К.М. 50х70.


































    Мать.
    Автопортрет.


    На Оке.

    Осень.


































    Дуб. 1964.
    Автопортрет.







































    В зимнем лесу (этюд). 1948. К.М. 24х18.
    Горная река (этюд). 1949.



    Рассвет на Оке (этюд). 1954. Х.н.К.,М. 35х49.


    У материнской груди. 1964. К.М. 74х100

    У материнской груди (этюд). 1958. К. М. 32.5х47.



    Пробуждение. 1957. Х.М. 150х180

    Зимний лес (этюд). 1948. Х.н.К.М. 24х32.




































    Этюд.
    Портрет матери.


    Дубы (этюд).























    Натюрморт. 1935. Х.М. 70х77.
    Радость материнства. 1963.





    Зимние березы.


    Закат на Оке. Х.н.К.М.

    Зарастающий дот. 1957.































    Воспоминание о войне. 1959.






























    Портрет жены.
    Звеньевая. 1966.





























    Крестьянский сын. 1963.






































    Автопортрет в красном. 1965.
    Старуха. 1964.












































    1919 год. 1966.







































    Память народная. 1966.























    Молодой колхозник. 1964.
    Порыв ветра. 1964.








































    Портрет жены в меховой безрукавке. 1932. Х.М.
    Танька. 1961. К.М. 48.5х34.5.



    Весна (этюд).

    Лунная ночь


    Пшеничное поле (этюд).

    После уборки (этюд).


    У озера (этюд).

    Венеция (этюд).


    ФОТОГРАФИИ



















































































































    Ф.С. Шурпин у картины "На мирной земле" 1952 г. (Из семейного архива Шурпиных).













































    Три Федора: Богородский Ф.С., Решетников Ф.П., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).










































    А.И. Плотнов, искусствовед (?), Ф.С. Шурпин, В.Ф. Стожаров, И.В. Сорокин. (Из семейного архива Шурпиных).
































    Ф.С. Шурпин
    "Растет смена" - Ф.С. Шурпин и В.Ф. Стожаров. (Из семейного архива Шурпиных).










































    Цыплаков В.Г., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).









































    Цыплаков В.Г., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).



































    Цыплаков В.Г., Толкунов, Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).






































































    Ф.С. Шурпин с сыновьями Саввой, Дмитрием и Владимиром.













































    На этюдах с сыном Дмитрием.









































    Ф.С. Шурпин с женой и семьей сына Дмитрия.







































    Ф.С. Шурпин с супругой Татьяной.
    В конце пути.


    Автограф.



    Статья А. Ильина "Федор Шурпин и его современники"




    Статья в каталоге выставки произведений Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Лауреата государственной премии Ф.С. Шурпина. 1966 г.

    ФЕДОР САВВИЧ ШУРПИН

    Что значит для художника персональная выставка? Сколько раздумий, волнений рождает она в душе, когда, перебирая в своей мастерской запыленные холсты, давно отставленные в дальний угол, он воскрешает воспоминания прошлого? Или когда приходит из какого-нибудь музея картина и он вглядывается в нее, давно забытую, но когда-то им целиком владевшую?
    Собирая без утайки одну за другой свои картины с ранних ученических лет до самой последней, только что сошедшей с мольберта, художник как бы отдает себя на суд истории. «Смотрите, — говорит он, — вот я каков, какой есть, я весь в моих картинах, в них все, что я любил, о чем думал, через что я прошел со своим поколением». Выставка Федора Саввича Шурпина — это и показ более чем тридцатилетнего пути развития; это и признание художника в своих неизменных симпатиях: . .
    Сорок с лишним лет назад отлрйвилея из родной Смоленщины деревенский парень в Москву искать путь в нскусство. Без груза забот, без багажа знаний с одними мечтами и надеждами Федор Шурпин ехал в столицу. Что узнал он за все свое детство и юность, живя в бедной крестьянской семье, полусирота, потерявший отца в день своего рождения и почти не видавший матери? Единственно, чем он был вознагражден, — это полной свободой, привольной жизнью с целой ватагой деревенских ребятишек среди полей, оврагов, лесов, да тихим патриархальным бытом крестьянской семьи, сохранившим глубоко поэтические черты во многих обычаях, нравах, традициях. Впечатления детства; воспоминания о зимних посиделках, когда при свете лучины женщины напевая пряли, навсегда поселили в сердце Шурпина привязанность к образам и темам крестьянской жизни. Он с детства полюбил и землю, на которой вырос, и весь крестьянский уклад жизни. Все это его родное, кровное, нерасторжимо связанное со всеми его помыслами, а значит и с творческими намерениями.
    Шурпин был подростком, когда впервые увидел в школьном театре нарисованные декорации, зародившие мечту стать художником. Увлечение не проходило со временем, а крепло, росло. И вот после окончания школы активный комсомолец Федор Шурпин с путевкой комсомола едет в Москву на рабфак искусства. Первые годы в Москве — это мучительные блуждания в сложной художественной жизни 20-х годов. В 1925 году он поступил во ВХУТЕИН. Но и здесь не всс было ясно. За пять лет учебы перевидал множество учителей, но не прошел почти никакой профессмональной школы. Учить стала сама жнзнь, а учителями он избрал великих мастеров мирового искусства: Рембрандта и Тициана, Рубенса, Иорданса, Милле. Кончил Шурпин ВХУТЕИН в тот момент, когда в художественной жизни страны наметился решительный перелом, — наступил конец организационной разобщенности художников. Стране необходим был единый сплоченный коллектив всех живописцев, скульпторов, графиков, готовых отдать свой талант для того, чтобы отразить новую советскую действительность. Нужны были художники-общественники, художники-идеологи, активно вторгающиеся в жизнь, работающие рядом с рабочими и крестьянами. Большие надежды возлагались на поколение художников 30-х годов, которое было всецело воспитано советским строем. Федор Саввич — один из этого поколения, и он полностью разделил его судьбу. На долю этого поколения выпала тревожная молодость, скудная учеба и дерзновенные мечты о большом пути в искусстве. Сознательная жизнь Шурпина, как и многих его сверстников, началась с Октябрем, и на протяжении всей жизни силы его были безраздельно отданы Родине.
    Шурпин ушел из деревни неопытным юношей, а вернулся на родину художником, и до сих пор он работает в той среде, которую хорошо знает, пишет о том, что любит. Федор Саввич искренне привязан к деревне, и все его творчество посвящено крестьянскому миру. Это не значит, что он пишет только жанровые картины о быте и труде колхозников. Нет, в его творчестве есть и символико-аллегорические картины, и лирический, интимный жанр, и монументально-эпическое решение темы труда. Удачны работы на историко-революционную тему. Долгие годы не переставали в творчестве художника звучать мотивы тяжелых испытаний войны. Наконец, у него много портретов, и особенно охотно он пишет пейзажи. Сюжеты его картин разные, но через все творчество красной нитью проходит центральная крестьянская тема. Пишет ли он «Материнство» или «Хлеб», «1919 год», «В гостях у колхозников», «Возрождение» или «Мать», «Зарастающий дот» или «Трудовые ночи», «На Оке» или «Память народная» — во всех этих полотнах мы узнаем Шурпина с его приверженностью к крестьянским образам, привязанностью к земле, к скромной лиричной русской природе, с его восхищением перед силами жизни, с его склонностью к монументально-эпической трактовке картины, к символико-аллегорическому строю образов и любовью к живописи немногоцветной, тональной-сгармонированной, передающей материальность мира.
    Есть у Шурпина и еще одна облюбованная тема — тема материнства. На протяжении многих веков она вдохновляла многих мастеров мирового искусства и будет вечно привлекать к себе художников самых разных творческих индивидуальностей как один из самых интимных, волнующих, ли-рических мотивов в человеческой жизни. В ряде картин и портретов—«Мать», «У колыбели», «Дима спит», «Мать с двумя детьми», «Тихая минута»—тема получила образное поэтическое воплощение. Психологическая выразительность, сдержанный, но глубокий лиризм этих картин обогатили творчество Шурпина. И когда он пишет свои монументаль-ные тематические полотна, в них появляется особая мягкая эмоциональность благодаря счастливому переплетению двух излюбленных тем художника.
    Свой творческий путь Федор Саввич Шурпин начал в 1930-х годах, и первая же самостоятельная картина, созданная после вуза, — «Краснознаменка» — обратила на себя внимание общественности, заслужив высокую оценку. Все тридцатые годы — это время необычайно напряженного труда для молодого художника. Он пробует свои силы во многих жанрах живописи, изучает великих мастеров прошлого, учится у них художественной выразительности. Жизнь на родине в Ершичах, подлинное знание обычаев деревни, понимание психологии своих односельчан, мира их представлений, нравов помогли на самом раннем этапе формированию творческой индивидуальности Шурпина. Уже в тридцатых годах он сложился как художник своеобразный, идущий самостоятельным путем. Для этих лет особенно характерна работа над портретом, и в этом жанре были несомненные достижения—«Краснознаменка», портрет сказительницы Морозовой, портреты жены. Потом идет параллельное развитие крестьянской темы и темы материнства — «Хлеб», «В гостях у колхозников», «В родном селе», «Встреча друзей», «Материнство», «Мать», «У колыбели», «Мать с двумя детьми». Все эти картины интерьерные, написанные в теплой гамме, 8 тонкие и красивые по самой живописной фактуре, с умело использованными для образной выразительности эффектами освещения.
    Если 30-е годы были периодом творческого формирования, следующие десятилетия можно считать периодом творческого подъема, выхода к болыпой монументально-эпической форме в станковой картине. «Возрождение», «Мать», «Зарастающий дом» — это своеобразный сплав воспоминаний о суровых военных годах с пафосом самых светлых надежд и самых радостных свершений. Значительное место в творческих замыслах начинает приобретать пейзажный образ, который обогащает решение многих крупнейших картин. Пейзаж все больше и больше завладевает вниманием художника. Пейзаж у Шурпина — это не кусочек природы, увиденный вблизи, а глубинный простор, расстилающийся вширь и вглубь. Его пейзажи — это постижение мира, а не уголка природы, это изображение края, где человек—хозяин и работник. Из таких пейзажных этюдов возникли в 50-х годах обобщающие пейзажно-тематические картины «Весенняя земля», «На колхозных полях», «Трудовые ночи», воплощающие мысль о возрождении, пробуждении земли, о расцвете мирной трудовой крестьянской жизни.
    Сейчас, когда за плечами у Федора Саввича уже изрядный жизненный путь с его радостями и печалями, когда художник вступил в пору своей творческой зрелости, искусство его звучит с какой-то особой жизнеутверждающей силой и бодростью. Удивительной молодости, юности чувств, какого-то приподнятого ликования полна картина «На Оке». Вся она чистая, ясная, звонкая, все в ней свободно, легко. Это какое-то поэтическое откровение души. Как и в годы молодости, Шурпин без устали работает. В мастерской множество пейзажных этюдов и сразу находятся в работе несколько болыпих тематических холстов. Но болыпе всего его занимает «Память народная». Это истинно русская патриотическая картина народной жизни, нравов и обычаев. С редкостным постоянством Шурпин упорно на протяжении всей творческой жнзни ведет и отстаивает ту линию искусства, которая основана на усвоении, использовании и развитии реалистическнх традиций прошлого, на проповеди вечных человеческих ндеалов, никогда не стареющих тем и поэтических образов.

    А. ДАВЫДОВА

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Источник artclassic.corp.parking.ru
    "Утро нашей Родины. 1946-48. ГТГ. Холст, масло. 167 х 232. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 27801"

    Картина «Утро нашей Родины» — одно из, пожалуй, наиболее мифологичных произведений послевоенной изобразительной сталинианы. На первом плане — задумчивый вождь, изображенный по-простому: в белом френче полувоенного образца, без орденов, через руку перекинут макинтош. За ним уходящие за горизонт необъятные пространства нашей Родины с благодатными колхозными полями, мачтами высоковольтных передач, дымящимися трубами заводов в индустриальных городах. И высится над всей советской страной фигура Великого Сталина, мудрого и заботливого.

    В 1949 году Федор Шурпин за свое творение получил Сталинскую премию. В послевоенные годы не было более знаменитого образа вождя. Репродукций с картины размножались сотнями тысяч. Одна из них открывала двенадцатый (юбилейный) номер «Нового мира» за 1949 год. Художник разбогател, полотна с его подписью покупались для советских учреждений за большие деньги. Но служебной карьеры он не сделал, любил выпить и мастерски играл на бильярде.

    (От редакции: существует байка, что Сталин подозвал на выставке к картине сына Василия и сказал: "Ты думаешь, что ты Сталин?.. Даже я не Сталин... - и ткнул пальцем в холст Шурпина - Вот Сталин!")

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ФЕДОР ШУРПИН. КАТАЛОГ, Живопись

    1926

    АВТОПОРТРЕТ 1928. Х., м. 94Х68

    1928

    НАТЮРМОРТ С БУЛКОИ И РЫБОЙ. К„ м. 23Х33
    ПОРТРЕТ МАТЕРИ. Х., м. 96х80

    1929

    КОМПОЗИЦИЯ. Х., м. 47х60

    1930

    ЭТЮД. К„ м. 38х43

    1931

    ОТДЫХ. К., м. 31Х45
    СЕМЕЙНЫИ ПОРТРЕТ. Х., м. 83Х72
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 78Х68
    ЭТЮД К КАРТИНЕ "ХЛЕБ". Х., м. 80Х97
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 79Х59.
    МАТЕРИНСТВО. Х„ м. 144Х147.
    РОМАНТИКИ. К.М. 48х39.
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. К., м. 23х22

    1932

    АВТОПОРТРЕТ. Х.М. 46X42
    ПОРТРЕТ. Х., м. 79Х65
    В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ. Х.,м. 44Х49
    СЕРЕБРЯНЫЙ БОР. Х., м. 44Х50
    В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ. Х., м. 78Х54

    1933

    ЗА РАБОТОЙ. К. м. 32Х26
    КРАСНОЗНАМЕНКА. X.,м. 170х226
    ХЛЕБ. Этюд. Х., м. 81Х95
    В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ Х., м. 80Х53
    МЕЧТА. Х., н. 63Х48
    НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Х., м. 42Х31 (Г.Т.Г.)
    ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ХЛЕБ" Х., м. 59Х74
    ПОРТРЕТ В КРАСНОМ. Х., м. 100х93
    ПЕРВЫЕ ШАГИ Х., м. 56Х41

    1934

    В ГОСТЯХ У КОЛХОЗНИКА Х., м. 150х200
    СОН. Х., м. 31Х45
    МОЙ СЫН Х., м. 65Х79. (Ряз. обл. худ. музей)
    СТАРИК Х„ м. 77Х68
    В КРАСНОМ САРАФАНЕ. Х., м. 30Х22

    1935

    КРЫМСКИЕ ЯБЛОКИ. Х., м. 40Х50
    СПЯЩАЯ. К., м. 31,5Х44
    МКЧТЫ. Х., м. 98Х74
    КУРЫ НА СОЛОМЕ. Х., м. 50Х61
    ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ Х., м. 49Х61
    В РОДНОМ СЕЛЕ Х., м. 137Х180 (Курская областная картинная галерея)
    В РОЗОВОМ Х., м. 67Х46
    ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. ОСЕНЬЮ. Х., м. 105Х85 (Нижне-Тагильский гос. музей из. ис.)
    НАТЮРМОРТ X., м. 70Х77
    СПЯЩИЙ РЕБЕНОК Х., м. 70Х84

    1936

    СТАРИК. Х., м. 92Х79
    ПОРТРЕТ МАТЕРИ. Х., м. 84Х65. (Смоленский обл. кр.музей)
    КОЗЬЯ НОЖКА. Х., м. 60Х54
    КОЗЛЫ. X., м. 38Х40
    АВТОПОРТРЕТ С СЕРЬГОЙ. К., м. 27Х20

    1937

    ЭТЮД. К., м. 22Х29
    МАТЕРИНСТВО. К., м. 62Х84. (Смоленский обл. кр.музей)
    ЭТЮД. К., м. 41Х48
    МАТЬ. Х., м. 80Х65
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 64Х47
    В МСТЕРЕ. Х., м. 66Х78
    ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ. Х„ м. 160Х210. (Чувашская респ. худ. галерея)
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ Х„ м. 95Х81
    ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ (этюд к портрету жены). Х., м. 74Х70.

    1938

    АВТОПОРТРЕТ К., м. 53,5Х36
    НАТЮРМОРТ К., м. 34Х44. (Башкирский респ. худ. музей М. В. Нестерова)
    ДИМА. К., м. 50Х38
    МАТЕРИНСТВО. Х., м. 150Х131. (Горьковский гос. худ. музей)
    РАЗДУМЬЕ. Х., м. 59Х54

    1939

    РУЧЕЙ. К., м. 50Х70
    В МАСТЕРСКОЙ К., м. 70Х49
    НАЧАЛО ВЕСНЫ К., м. 26Х34
    СКАЗИТЕЛЬНИЦА А. В. МОРОЗОВА. Х., м. 100Х80. (Калининская обл. карт. гал.)
    МОРОСИТ. К., м. 29Х39
    ПОДКОВА И ЛАПТИ. Х., м. 64Х75
    ЗА ШИТЬЕМ (эскиз). К.М. 24.5х30.5.

    1940

    ПОСАДКА КАРТОФЕЛЯ. К., м. 50Х70
    НЕНАСТНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 50Х70
    ЭТЮД. Х., м. 70Х78
    ПОРТРЕТ СЫНА. Х., м. 53Х45
    СТАРИК. Х., м. 51Х43

    1941

    У ОЧАГА. К., м. 24Х34
    В ВОЙНУ. Х.н.К. М. 31X44
    ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ПИСЬМО С ФРОНТА", Х., м. 53Х43
    ПОЕДИНОК. Х., м. 96Х103

    1942

    В 1942 ГОДУ. К., м. 26Х35
    ПИСЬМО С ФРОНТА. Х., м. 120,5Х119 (Свердловская карт.гал.)
    ПОРТРЕТ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕТЧИКА КАЛАБУШКИНА. Х., м. 133Х67
    ПОРТРЕТ ЛЕТЧИКА И. Н. СТРУКОВА. Х., м. 100Х80. (Северо-Осетинский худ.музей)
    ПОРТРЕТ ЛЕТЧИКА ИЗГОЕВА Х.. м. 49Х41
    ПАСТУШОК. К., м. 26Х22
    НА ВОЛГЕ. К., м. 20х30
    В ОГОРОДЕ. К., м. 20Х31
    В 1942 ГОДУ. К.М. 27х34
    УТРО. Х.М. 56х88
    А. С, ПУШКИН. Эскиз. Х.М. 80х100
    ПОРТРЕТ МАТЕРИ. Х/Н/К.М. 47х42.

    1943

    ВЕСНА РАННЯЯ Х.. м. 80Х120 (Г.Т.Г.)
    ПАСТУШКА. Этюд. К., м. 22Х30
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 50Х38
    ПОРТРЕТ МАТЕРИ.Х., м. 49Х43

    1944

    1944 ГОД. К., м. 28Х36

    1945

    ПОРТРЕТ МОЕЙ МАТЕРИ. Х., м. 70Х52
    ВДАЛИ МОСКВА. Х.. м. 100Х140

    1946

    ДИМА X., м. 67Х51.
    НА ЧЕРНОМ МОРЕ. К., м. 47х65
    КОРОВЫ. Х., м. 50Х60
    ЭСКИЗ К КАРТИНЕ. К., м. 50Х60

    1947

    СБОР КАРТОФЕЛЯ. Х., м. 87Х152 (Гос. музей из. иск.Туркменской ССР).
    ПАСТУШКА. Х„ м. 63Х90 (Астраханская карт. гал.)
    ЖАРКИИ ДЕНЬ. К., м. 36Х73
    НА ПАШНЕ. К.. м. 50Х70
    МАТЬ. Х.,М. 52Х42. (Г.Т.Г.)
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., н. 35Х48
    ЭТЮД , К., м. 35Х49
    В МАСТЕРСКОЙ. Х., м. 65х46
    МОЛОДЫЕ БЕРЕЗКИ. К., м. 40Х49
    МОКРАЯ ЗЕМЛЯ Х., м. 48Х74
    УТРО В ГОРАХ Х., м. 80Х200

    1948

    ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ К., м. 51Х71
    МАТЬ X., м. 164Х230. (Башкирский респ. худ. музей им. М. В. Нестерова)
    ВЕСЕННИЕ ДАЛИ Х., м. 49Х74
    ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ К., м. 36Х53
    ЗИМНИИ ЛЕС К., м. 24Х32

    УТРО НАШЕЙ РОДИНЫ. (1946-48). (ГТГ). Х., м. 167 х 232.

    1949

    ПАХОТА. К., м. 33Х45

    1950

    ЗАКАТ К„ м. 41,5Х60
    ВЕСЕННИЙ СЕВ. К., м. 32,5Х55
    БЕЛАЯ БЕРЕЗКА. К., м. 49Х70.
    МАРТ. К.. м. 44Х72 (Новокузнецкий муэей сов. из. иск.)
    СОЛНЕЧНЫИ ДЕНЬ. К„ м. 44Х72.8
    КЛЕН. К., м. 70Х50
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 37Х50
    ЗИМНИИ ЛЕС. К., м. 24Х33
    ВЕЧЕР В ЛЕСУ К., м. 25Х33
    ПАСМУРНО К., м. 33Х44
    М. М. ПРИШВИН К., м. 30,5Х40
    МОЛОДОЙ МЕСЯЦ К., м. 34Х27
    СТРЕЛОЧНИК КОВАЛЕВ К., м. 50Х39
    ВСПАХАННАЯ ЗЕМЛЯ К., м. 32Х55
    БЕРЕЗЫ К., м. 35Х49
    ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР К., м. 35Х49
    УТРО НА ОКЕ К., м. 35Х49
    ПРОТАЛИНЫ К., м. 32Х60
    СЕЛО К., м. 35Х49
    ХМУРЫЙ ДЕНЬ Х., м. 63Х90
    К ВЕЧЕРУ К., м. 50Х70

    1951

    РУЧЕЙ К., м. 50Х70
    подмосковныи колхоз К., м. 36Х50
    ЭСКИЗ К КАРТИНЕ К., м. 50Х70
    ОБЛАЧКО К„ м. 37Х49

    1952

    РАННЕЙ ВЕСНОЙ К. м. 50Х70. (Смоленский обл. кр.музей)
    СОН. Х., м. 28Х35. (Смоленский обл. кр.музей)
    НА МИРНОИ ЗЕМЛЕ. Х., м. 105х214 (Астраханская карт.гал.)
    ТУМАННОЕ УТРО. Х., м. 64Х91 (Ростовскнй обл.музей из.искусств)
    ЛЕС. К., м. 45Х60
    ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ К., м. 35Х49
    НАД ОКОЙ. К„ м. 35Х49

    1953

    ОСЕННЕЕ УТРО К., м. 35Х49
    ПОРЫВ ВЕТРА К., м. 34Х48,5
    ИНЕЙ К., м. 35Х49
    ЗАКАТ. К., м. 35Х49
    ОСВЕЩЕННЫИ ЛЕС. К„ м. 43Х63
    В СТАРОИ РУЗЕ. К., м. 35Х52

    1954

    СНЕГ ТАЕТ. К., м. 50Х70
    МОКРАЯ ДОРОГА. К„ м. 50Х70
    ДАЛИ. К., м. 50Х70
    НА ПАШНЕ. К., и. 33Х73
    ДОРОГА. К., н. 50Х70
    ТРУДОВЫЕ НОЧИ.Х., м. 160Х250 (Г.Т.Г.)
    РАННИЙ СЕВ. К., м. 37Х73
    ПЕРВАЯ БОРОЗДА. К., н. 31Х44
    РОЖЬ. К„ м. 25х44
    ВЕЧЕР. ОЗИМЬ. К., м. 35Х49
    НА ОКЕ. Х.н.К., м. 35Х49
    ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х.н.К.., М. 50.5X39.

    1955

    РАЗЛИВ. К., ,м. 50Х70
    ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ТРУДОВЫЕ НОЧИ". Х., м. 103Х161(Худ. фонд СССР)
    ПАХОТА. К., м. 33Х44,5
    ЗЕМЛЯ. К., м. 50Х70
    ОЗИМЬ. К., м. 50Х70
    ПРОТИВ СВЕТА. К., м. 50Х70
    РАННЕЕ УТРО. К.. м. 50х70
    КОЛХОЗНЫЕ ДОМА. К., м. 32х44
    ОСЕНЬ. К., м. 22Х49
    ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ. К., м. 38Х61
    ДЕРЕВНЯ НА ОКЕ. 34Х49 К., м
    ЭТЮД. К., м. . 35Х49
    ВЕСНА. К., м. 36Х50
    ПЕРЕД ЗАКАТОМ. К., м. 27Х46

    1956

    МОЛОТЬБА. К., м. 50Х70
    ВЕСЕННИЕ ВОДЫ. К., м. 50х70
    ПЕИЗАЖ С ПАХОТОЙ. Х., м. 56Х88. (Алтайский музей изобр.искусств)
    ХОЛОДНАЯ ВЕСНА К., м. 50х70
    ВЕНЕЦИЯ К., н. 34Х50
    СВЕТ В КОЛХОЗЕ К., м. 35Х49
    ВЕТРЕНЫИ ДЕНЬ К., м. 34Х49
    ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ К., м. 53Х46. (Костромской историко-арх. музей-заповедник)
    НА ЯУЗЕ К К.м. 50Х70
    МОКРАЯ ДОРОГА. К., м. 50х70
    РАННЯЯ ВЕСНА К„ м. 50Х70. (Художегтвенный фонд СССР)
    ВДАЛИ ВЕНЕЦИЯ К., н. 35Х49
    КРЫШИ ФЛОРЕНЦИИ К., м. 33Х49
    ВЕНЕЦИЯ К., м. 49Х33
    У КОЛЫБЕЛИ. Х., м. 85Х151. (Г.Т.Г. Москва)
    КРЫШИ ФЛОРЕНЦИИ. К., м. 33Х49
    В ВЕНЕЦИИ. К., и. 33Х49
    ВДАЛИ ШВЕЙЦАРИЯ. К., м. 33Х49
    ОЗЕРО КОМО. К., м. 33Х49
    ВЕНЕЦИЯ. К„ м. 33Х49
    ВЕСНА. К., м. 50х80
    К ОСЕНИ. К., м. 40Х64
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. Х., м. 80Х100
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 39Х50
    ПОДМОСКОВЬЕ. Х., м. 90Х110
    ПАШНЯ. К., м. 36Х54

    1957

    ГОЛУБЫЕ ДАЛИ Х., м. 66Х120 (Смоленский обл. кр. музей)
    СИРЕНЕВЫЙ ДЕНЬ. К., м. 50Х70
    ВСПАХАННАЯ ЗЕМЛЯ. К., м. 50Х70
    ПРОСЕЛОК. К., м. 50Х70
    ОСЕНЬ. К., м. 50Х70
    НАЧАЛО ВЕСНЫ. К., м. 50Х70
    НА МОСКВЕ-РЕКЕ.К., м. 45Х60
    ОСЕННЯЯ ПАХОТА.К., м. 50Х70
    ПРОБУЖДЕНИЕ. К., м. 35Х50
    РАННЕЙ ВЕСНОЙ. К., м. 50Х80
    ОСЕННИЙ МОТИВ. Х., м. 70Х100
    ПРОБУЖДЕНИЕ. Х., м. 150Х180
    ЗАРАСТАЮЩИЙ ДОТ Х., м. 150Х200

    1958

    БЕРЕЗОВАЯ РОЩА. К., м. 50Х70
    НАД ОКОЙ. К., м. 31,5Х50
    ОСЕНЬ. К., м. 25Х35
    ОСЕНЬ В ПОЛЕНОВЕ. К., м. 34Х49
    ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ. К., м. 38Х61. (Таганрогский кр. музей).
    ВЕЧЕР НА ОКЕ. Х., м. 100Х180. (Калужский обл. худ. музей)
    ОКА. К., м. 34Х50
    УТРО К., м. 33Х49
    ВЕЧЕРНИЕ ОБЛАКА К., м. 33Х49
    КОСТЕР К., м. 35Х49
    ДЕРЕВНЯ. Х., м 40Х64
    В КРАСНОМ. К., м. 55Х40
    В ЗЕЛЕНОМ. К., м. 49Х34

    1959

    НА КОЛХОЗНЫХ ПОЛЯХ. Х., м. 85Х185. (Художественный фонд СССР)
    ВЕЧЕР К., м. 50Х70
    СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 22Х30,5
    ВЕТРЕНО. К., м. 17Х24
    ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ. К., м. 50Х70. (Калужский обл. худ. музей).
    ОБЛАКО. К., м. 50Х70
    ВОСПОМИНАНИЕ О ВОЙНЕ. Х., м. 120Х230. (Луганский худ. музей)
    МИР ПОБЕДИТ ВОЙНУ. Х., м. 135Х197. (Хвалынский кр. музей)
    ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ К., м. 45Х60 (Смоленский обл. кр. музей)
    ОСВЕЩЕННЫЙ СНЕГ. К., м. 24Х33
    ЭТЮД К КАРТИНЕ «НЕЗАБЫВАЕМОЕ». К., м. 47Х32
    СНЕГ ТАЕТ. К., м. 34Х49
    ЗАХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ К., м. 30Х43
    ВЕСЕННЯЯ ВОДА. К., м. 34Х49

    1960

    НА ОКЕ. Х., м. 135Х187 (Дальневосточный худ. музей)
    ПЕРВЫЙ МОРОЗ. К., м. 20Х50,5
    СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ. К., м. 34,5Х49
    ПОЛОВОДЬЕ. К., м. 29,5Х67
    АПРЕЛЬ К., м. 50Х70
    ЗАЛИТЫЙ ЛУГ. К., м. 50Х70
    ВИШНЕВЫЙ КУСТ. К., м. 34Х50
    БУРНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 24Х44
    ТЕПЛЫЙ ДЕНЬ. К., м. 17Х26
    РАЗЛИВ. К., м. 24Х35
    В НОВОМ ДОМЕ. К., м. 50Х44
    ВЕЧЕР. К., м. 34Х48
    НОВЫЙ ДОМ. К„ м. 35Х49

    1961

    ЗИМА. К., м. 50Х70. (Ростовский музей изобр.искусств)
    СЕРЫЙ ДЕНЬ. К., м. 35Х49
    ЭТЮД ВЕСНЫ. К., м. 33Х45,5
    ЗОЛОТОЙ ВЕЧЕР. К., м. 70Х102. (Смоленский обл. кр.музей)
    ЭТЮД. К., м. 50Х70
    ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ. К., м. 25Х34
    КУСТ СИРЕНИ. К., м. 50Х70
    ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ. К., м. 47,5Х42,5
    ТУЧКА. К., м. 25Х33
    ВОДА ПОШЛА. К., м. 34Х49
    УТРО. К., м. 35Х49
    ДЕВОЧКА В КРАСНОМ ПЛАТКЕ. К., м. 47Х64
    ОБЛАКА. Х., м. 74Х105
    ТАНЬКА. К.М. 48.5х34.5.

    1962

    СИРЕНЬ И ВИШНЯ. К., м. 50Х80
    ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ. К., м. 50Х70
    РЫБА. К., м. 50Х80
    ЛЕД ПРОШЕЛ. К., м. 50Х80. (Музей изобр. искусств Карельской АССР)
    ФЕДЯ. К., м. 62Х100 Татарский музей изобразительных И'скусств
    НОЧНОЕ. X., м. 80Х120. (Смоленский обл. кр. музей).
    КОНЕЦ ЗИМЫ. К., м. 50Х70. (Рязанский обл. худ. музей)
    ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ. К., м. 33Х78
    ЗВЕНЬЕВАЯ. Этюд. К., м. 70Х50
    ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ. Х., м. 53Х82
    ВЕСНА. К., м. 50Х70
    ЗИМА. К., м. 50Х70
    ПЕРЕД ЗАКАТОМ. К., м. 50Х70
    ВЕСЕННЕЕ УТРО. К., м. 49Х82
    РАННЕЙ ВЕСНОЙ. К., м. 16Х24
    СОЛОВЬИНАЯ НОЧЬ. К., м. 32Х23
    ХМУРЫЙ ДЕНЬ. К., м. 35Х50
    ЗОЛОТАЯ РЕКА. К., м. 27Х54
    ЗАМОРОЗКИ. К., м. 17,5Х24
    ЛУННАЯ НОЧЬ. К., м. 35Х50
    ОТТЕПЕЛЬ. К., м. 34Х49
    ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР. К., м. 35Х50
    У РЕКИ ИПУТЬ. К., м. 27Х54
    ИНТЕРЬЕР. К., м. 35Х48
    ПОРТРЕТ СЫНА. Х., м. 82Х65
    ВОСХОД. Х., м. 58Х100
    ОСЕНЬ. Х., м. 60Х100
    НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Х., м. 105Х82
    В ИЗБЕ. К., м. 65Х84
    ПОЛОВОДЬЕ. К., м. 48Х79
    ВЕСНА. К., м. 52Х78

    1963

    ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 50Х70
    МАТЬ. К., м. 104Х95.(Художественный фонд СССР)
    НА РОДИНЕ. Х., м. 150Х140 (Художественный фонд РСФСР)
    ШКОЛЬНИЦА. X., м. 54Х36,5
    1 МАЯ НА СЕЛЕ. К„ м. 50Х70
    ОСЕННИЙ МОТИВ. К., м. 50Х70
    НА РЕКЕ ИПУТЬ. К., м. 50Х70
    ОСЕНЬ. К., м. 50Х70
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 39Х49
    ДОЖДЬ. К., м. 50Х70
    КОНЕЦ ЗИМЫ. К., м. 19Х56
    ПОРТРЕТ ДЕВОЧКИ. Х., м. 80Х63. (Смоленский обл. кр. музей)
    СИРЕНЬ. К., м. 70Х50
    ОКУНИ. К., м. 21Х27
    УТРО. К., м. 33Х47
    СОЛНЦЕ ЗАХОДИТ. К., м. 35Х49
    СОН РЕБЕНКА. К.м. 33Х48
    ВОСХОД. К.м. 23Х49.
    ВЕЧЕР. К.м. 35Х49
    ПРОТАЛИНА. К.м. 34Х40
    ОСЕННИЙ МОТИВ. К.м. 32Х47
    ГОЛУБАЯ ВЕСНА. К.м. 53Х83
    В НОВОЙ ИЗБЕ. Х.м. 65Х80
    БЛЕДНАЯ ЛУНА. Х.м. 55Х93
    ЭСКИЗ К КАРТИНЕ. К.м. 43Х76
    МАТЕРИНСТВО. Х.м. 100Х104
    ТУЧА. К.м. 35Х50
    НА РЕКЕ ИПУТЬ. К., м. 30Х69
    ДЕРЕВНЯ РУДНЯ. К., м. 35Х50

    1964

    РОЗОВАЯ ВЕСНА. К., м. 50Х70
    СУМЕРКИ. К., м. 35Х49
    У МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ. К., м. 74Х100.
    ВЕСНОЙ.К„ м. 35Х49,5
    ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР. К„ м. 34,5Х49.
    МОЛОДОЙ КОЛХОЗНИК. Х., к. 50Х44. (Художественный фонд РСФСР).
    БЕРЕЗЫ. Х., м. 94Х57 (Художественный фонд СССР).
    ДЕВУШКИ С ВАСИЛЬКАМИ. Х., м. 96Х65
    ЛЕД ТРОНУЛСЯ. Х., м. 82Х125
    ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР. Х., м. 88Х105
    ДУБЫ. Х., ,м. 64Х95
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 50Х70
    ВОСХОД. К, м. 50Х70
    ПОРЫВ ВЕТРА. К., м. 34Х49,5
    СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 35Х50
    ЛЕН. К., м. 36Х50
    СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Барельеф. 21Х17 ОХОТНИК. 50Х70 К., м
    ВОДОПОЙ. 38Х70 К., м
    ОТТЕПЕЛЬ. 50Х70 К., м
    ЗА ЗАБОРОМ. 33Х48 К., м,
    МОРОСЯЩЕЕ УТРО. 33Х48 К., м
    МАЛЬЧИК. ЭТЮД. 47Х33 К., м
    СОЛНЕЧНОЕ НЕБО. 33Х48 К., м
    НАЧАЛО ВЕСНЫ. 47Х90 К., м.
    ШКОЛЬНИЦА. 91Х61 Х., м
    ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. 49Х86 К., м.
    ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ. 61Х94 Х., м.
    СТОЛЕТНЯЯ СТАРУХА. 85Х59 Х., м
    МАЙСКИЙ ВЕЧЕР. Х., м. 76Х95
    УЧИТЕЛЬНИЦА. X., м. 98Х77
    ЗАКАТ. X., м. 60Х77
    ЭТЮД. X., м. 94Х103
    ИНЕЙ. К., м. 74Х119
    ТУМАН НАД ИПОТЬЮ. Х., м. 80Х140

    1965

    СНЕГОВЫЕ ТУЧИ. К., м. 35Х50
    ОСЕНЬ. К., м. 35Х50
    СТЕРНЯ. К., м. 35Х50
    ВЕСНОЙ. К., м. 34,5Х50
    ЗАЛИТЫЙ ЛУГ. К., м. 50Х70
    ВЕЧЕР. К., м. 33Х70
    ШКОЛЬНИКИ. К., м. 41Х70
    СКВОРЕЧНИК. К., м. 50Х70
    СНЕГ ВЕСНОЙ. К., м. 50Х70
    ШКОЛЬНИК. К., м. 50Х70
    ОЗИМЬ. К, м. 50Х70
    ЗАВОДЬ. К, м. 41Х70
    СТАДО К., м. 38Х70
    СОРОКИ К., м. 45Х70
    ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1942 ГОД (вариант). Х., м. 137Х230 (Художественный фонд РСФСР)
    АВТОПОРТРЕТ. X., м. 50Х60

    1966

    ПАМЯТЬ НАРОДНАЯ. Х., м. 200Х250
    ЭТЮД К КАРТИНЕ. К„ м. 50Х70
    ГОД 19-й. Х., м. 230Х320
    ЗВЕНЬЕВАЯ. Х., м. 250Х120
    ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИК В ГОСТЯХ У КРЕСТЬЯНИНА. Х., м. 150Х200


    Библиография:
    Давыдова А.С. Федор Саввич Шурпин. – М., 1968;
    Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2000;
    Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, 1971. – Т. 3.;
    Лебедев П. И. Русская советская живопись: Крат. история. — М. : Сов. художник, 1963;
    Москва – Берлин / Berlin - Moscau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино / Науч. ред. Антонова И. А. (Москва), Меркерт Й. (Берлин). – Москва;
    Берлин; Мюнхен: Галарт, Престель.- 1996;
    Осокин В.Н., Рыбченков Б.Ф. и др. Художники земли смоленской. – Л.,1967. – С. 94-95, 126-127;
    Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003;
    Степанова К. Федор Савич Шурпин. – М., 1954;
    Степанян Н. Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999;
    Ф.С. Шурпин. Каталог выставки. – М., 1966.




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-10-16 (45062 Прочтено)

    [ Назад ]
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.471 секунды