1889-1956
Григорий Михайлович Шегаль.
Годы жизни: 1889, Козельск Калужской губ. - 1956, Москва. Живописец, график. Учился в РШ ОПХ у Н. Рериха, А. Рылова, И. Билибина (1912-16), во Вхутемасе в Москве у А. Шевченко1922-25). Принимал участие в деятельности художественных объединений "Московские живописцы", "Общество московских художников", АХРР. Участник выставки "Бубновый валет" (1924). В раннем творчестве испытал сильное влияние сезаннизма. Представитель советской исторической живописи 1930-х. В годы войны (1941-45) и послевоенное время писал пейзажи, портреты, творчески перерабатывая усвоенные уроки классической живописи. Произведения находятся в ГТГ, Москва; Киевском музее русского искусства; Тульском художественном музее и др. собраниях.
Из автобиографии: "Родился я в г. Козельске Калужской губернии и, рано осиротев, жил у родных… Рисовать я любил с раннего детства. Перерисовал все висевшие в доме олеографические портреты. Уже тогда, когда я жил в мальчиках у гравера, ночами, после утомительной дневной работы для хозяина, с увлечением копировал на меди портреты писателей из приложений к Ниве. Свое первое жалование, пять рублей в месяц, когда я из "мальчиков" был возведен в подмастерья, я целиком отдал студенту-репетитору…
Я поступил в школу Общества поощрения художеств. В Академии общий состав профессуры был, за исключением Кардовского и двух-трех других, исключительно сер… В Академию ринулось и много других, так называемых "левых" горе-теоретиков от искусства, демагогов и конструктивистов, доведших Академию до полного развала… В 1922 году я уехал в Москву и поступил во ВХутемас. Работал в мастерской А.В. Шевченко. Мастерская была полна талантливой молодежи, но мало кто работал "во весь накал"…
Только в 1929 году открылись новые возможности: Изогиз предложил целому ряду художников контрактацию. Был контрактован и я.
Плановость заданий, впервые примененная и охватывавшая все наиболее яркое в жизни страны, сам договор, стимулировавший работоспособность художника, изображение индустриализации и коллективизации призвали художников в самые отдаленные уголки нашей страны…" Типичная жизнь советских мастеров кисти 20- 40-х годов ХХ века. А вот работы художника тех времен: "Рождение трактора"; "Путь свободен. Турксиб"; "Вождь, учитель, друг"; "Бегство Керенского из Гатчины"; "На эскалаторе". Кстати, одна из ключевых картин художника "Вождь, учитель, друг" демонстрировалась на выставке "Жить стало лучше", а это все-таки - не "Ослиный хвост".
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Шегаль Григорий Михайлович (1889) первоначальное художественное образование получил в Петербургской школе общества поощрения художеств, работая до этого гравером по металлу.
В 1916 г. поступил в Петроградскую Академию художеств. В 1918 г. уехал в Тулу, где руководил организованной им рабочей изостудией Пролеткульта и техникумом.
В 1922 г. поступил в Московский Вхутеин, который окончил в 1924 г.
Участник выставок „Бубновый валет", „Московских живописцев", ОМХ, АХР (с 1928 г.) и заграничных.
Работы имеются в Гос. Третьяковской галлерее, Русском музее и других музеях.
(Картина: «Горская молодежь на призыве в РККА». Масло.)
|
Москва. Лефортово (Пейзаж с прачками). 1923.
|
Работница. 1924. Х.М.
|
Старый рабочий. 1924. |
Безработные на Западе. 1924.
|
Дельфиниумы. 1955. Х.М. . |
Дубки. Оптина пустынь. 1926. Холст, масло.
Новокузнецкий художественный музей. |
Новый товарищ. 1931. |
Из узбекского альбома. 1931.
|
Аджарское кочевье. 1932. Х.М. |
Натюрморт с бегонией. 1935. Х.М.
|
Расстрел колчаковцами железнодорожников в Кизеле в 1919 году. 1935. Х.М. |
Портрет матери художника. 1926. Х.М. |
Портрет жены. 1938.
|
Вождь, учитель, друг. 1937. Холст, масло. |
Бегство Керенского из Гатчины. 1937-1938. Холст, масло. 217x259. Государственная Третьяковская галерея. |
Сплав леса по реке Тельбес. 1935. | Масловка. Зимние сумерки. 1941. |
Оливы утром. 1938. Холст, масло. 62x71. Томский областной художественный музей. |
Натюрморт. Вино и виноград. 1938. Х.М. | Поздняя осень. 1942. Х.М. |
На эскалаторе. Московское метро. 1941-1943. Холст, масло. 135x164. Государственный художественный музей Алтайского края. |
В свободную минуту. 1945. Х.М.
| Портрет корейской танцовщицы Ан Сон Хи. 1952. |
Бурная весна. 1954. Х.М.
| Тихий вечер. 1946. |
Натурщица. 1947. Х.М. |
Морозный день (Сенеж). 1950. | Вечер в Юрьевце. 1948. |
Юный Киров над телом Кононова после расстрела Томской демонстрации в 1905 году. 1940-1949. Х.М.
|
Вечер в Гребешках. 1948. Х.М. | Таллин. Улица Виру в полдень. 1953. |
А. ЖУКОВ. "Сто памятных дат - Григорий Шегаль"
Григорий Михайлович Шегаль (1889-1956). Талантливый живописец, автор полотен на историко-революционную и бытовую темы, замечательный пейзажист Григорий Михайлович Шегаль был человеком широких художественных интересов, высокой культуры и активной жизненной позиции. Путь в профессиональной деятельности был у Шегаля долгим и нелегким. Читая биографию мастера, невольно поражаешься его трудолюбию, настойчивости и целеустремленности.
Будущий художник родился в 1889 году в городе Козельске. Рано оставшись без отца - талантливого и разносторонне одаренного самоучки, - он с детских лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Единственной отрадой было для него чтение, пробуждавшее в нем безотчетное желание переносить на клочки бумаги рождавшиеся в душе образы, навеянные книгами и впечатлениями окружающего мира.
Сознательное стремление стать художником появилось у него немного позже, когда он работал в Смоленске подмастерьем в граверной мастерской. Тратя весь свой скудный заработок на занятия со студентом-репетитором, Шегаль за три года подготовился к сдаче экстерном экзаменов на аттестат зрелости и, успешно выдержав их, переехал в Петербург, где в 1912 году поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Здесь он учился у таких видных мастеров, как Н.Рерих, А.Рылов. В 1917- 1918 годах Шегаль короткое время занимался в Академии художеств у Г.Залемана и И.Билибина и завершил свое профессиональное образование лищь в 1925 году во Вху-темасе, окончив мастерскую А.Шевченко и будучи уже зрелым человеком.
Начав свой самостоятельный творческий путь в 1920-е годы - интереснейшее для нашего искусства время, Шегаль, как и многие другие мастера этого поколения, стоял у самых истоков советской художественной культуры, вместе с которой рос и мужал его талант.
С 1923 года Шегаль начал активно участвовать в выставках. Свои работы он экспонировал вместе с группой "Бубновый валет", был членом "Общества московских художников", а с 1926 года постоянно участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР) - объединения, ставившего своей главной задачей показ сегодняшнего дня советских городов и сел, выступавшего за новое содержание в искусстве.
Желание отобразить на полотне трудовые будни страны, строящей социализм, запечатлеть новых героев стало главным для Шегаля с первых лет самостоятельной творческой деятельности. Однако он никогда не ограничивал свои искания выбором лишь новых тем и образов, всегда углубленно и вдумчиво работая над живописными качествами своих работ.
В годы учебы во Вхутемасе Шегаль испытал подлинное потрясение от живописи импрессионистов и Сезанна, с пристальным вниманием изучал их наследие. Столь же сильные впечатления он пережил от встречи с искусством Рембрандта, Веласкеса, Хальса, Шардена.
Влияние мастеров прошлого просматривается во многих ранних работах Шегаля. Но будучи строгим и требовательным к себе он не мог довольствоваться готовыми формулами и рецептами. Его творчество - это постоянный поиск языка самобытного и свежего, звучание которого с каждым годом все явственнее слышалось в его произведениях. Персональная выставка работ Шегаля, состоявшаяся в 1935 году, позволила говорить о нем как о сложившемся, зрелом живописце, художнике, плодотворно работавшем в различных жанрах.
Проводя много времени в поездках по стране, посещая стройки первых пятилеток, художник стал одним из зачинателей жанра индустриального пейзажа. Он побывал в Златоусте и Карабаше, Соликамске и Новокузнецке, знакомился с Турксибом, через всю Среднюю Азию проехал на Алтай. Выполненные в этих поездках пейзажи Шегаль называл "очерками", хотя идейно-художественное значение их неизмеримо глубже. Такие его работы, как "Уральский металлургический завод", многочисленные пейзажи Кузбасса и Соликамска (1929-1934), - это обобщенные образы страны, уверенно шагающей в будущее, живущей новыми ритмами.
Приметы новой жизни часто выступают и в жанровых композициях Шегаля 1930-х годов. Во многих из них прослеживается тема социального возрождения отсталых прежде национальных окраин страны, тема дружбы советских народов. Таковы, например, картины "Путь свободен", "Казахи-фабзайчата" (1931), "Новый товарищ", многофигурное полотно "Горская молодежь на призыве в РККА" (1932).
В 1930-е годы художник впервые обращается к историко-революционной теме и создает две картины, получившие широкую известность. Замысел первой возник в 1933 году во время творческой командировки на Урал. В основу картины "Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году" лег реальный трагический эпизод гражданской войны. Над воплощением своего замысла Шегаль работал два года, собирая материал, тщательно продумывая композицию и драматическую "канву" полотна. Картина, получившая высокую оценку М.Нестерова, поражает глубокой эмоциональностью, которой автор добивается прежде всего живописно-пластическим решением полотна.
"Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году" - вторая картина Шегаля, возвращающая нас в революционные годы. Она была подготовлена к выставке "ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота". Мастер развертывает здесь перед зрителем подлинную историческую драму, каждое действующее лицо которой наделено неповторимой психологической характеристикой - от фарсовой фигуры "премьера", переодевающегося в женское платье, до трагического образа офицера, начинающего постигать истинный смысл свершающихся событий.
На протяжении всей своей творческой жизни художник постоянно работал и в более камерных жанрах - натюрморте и пейзаже. Особая и наиболее глубоко пережитая Шегалем тема его творчества - родная природа. Он не переставал обращаться к ней до последних дней, работал любовно и проникновенно. По пейзажам Шегаля легко можно проследить, как менялось его художественное видение, совершенствовалось живописное мастерство. На смену ярким, декоративным работам конца 1920-х годов, часто отмеченным влиянием любимых художником мастеров, пришли предвоенные крымские пейзажи, построенные на передаче тончайших нюансов световых и цветовых отношений в природе, созданных как бы в тесном слиянии с ней ("Оливы утром", 1938; "Серебряный день. Крым", 1940). Большую роль в эволюции пейзажного творчества Шегаля сыграли впечатления военных лет - месяцы, проведенные в эвакуации, поездки в разрушенные прифронтовые районы. Они породили в душе художника чувство особой ценности жизни и органичной любви к родной земле. В многочисленных пейзажах послевоенных лет, запечатлевших неброскую природу средней полосы, самоценное звучание обретает тема Родины. В них Шегаль выступает как преемник лучших традиций русского демократического искусства.
Творческая деятельность Шегаля всегда сочеталась с педагогической практикой. Он преподавал в МГХИ имени В.И.Сурикова, был профессором ВГИКа. Обобщая свой профессиональный опыт, Шегаль опубликовал целый ряд статей по искусству, а также фундаментальную монографию "Колорит в живописи" (М., 1957), поднимающую важнейшие вопросы живописного мастерства и творческой практики.
Искусство художника снискало ему признание зрителей, высокую оценку художественной общественности. Григорий Шегаль был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
Использованы материалы статьи А.Жукова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
Из книги Макса Бирштейна «Жизнь и картины»
Григорий Михайлович Шегаль сам был хорошим художником и очень хорошим педагогом. Я уже писал, что Георгий Михайлович не ограничивался преподаванием в институте, но водил нас в музей Новой западной живописи. Там он знакомил нас с шедеврами выставленных там мастеров и даже с техникой этих замечательных мастеров.
Иногда он собирал студентов в своей мастерской на Мас-ловке и показывал свои работы, читал нам вслух дневники Де-лакруа, затем было чаепитие и веселые разговоры за столом.
Сейчас как-то чудно , что такой умный хороший человек и художник в эти страшные годы совершенно искренне написал огромную картину о Сталине — "Вождь, учитель и друг". Объяснял нам, что он в ней как бы возрождает великие традиции живописи, чуть ли не Веронезе.
В институте царила атмосфера высокого увлечения искусством. Нашими богами были Франс Хальс, Веласкес, Серов, Коровин, Врубель, французы. Вечером после занятий мы оставались в мастерских и рисовали при вечернем свете друг друга или натурщиков.
Шегаль и Почиталов внешне, да и внутренне были очень не похожи. Григорий Михайлович — бледный, напряженный, как пружина, с сухими узкими губами, твердым подбородком, за стеклами очков сухим блеском сверкают острые глаза. Василий Васильевич Почиталов — мягкий, полноватый, его высокий немного странный лоб и лысина окаймлены мягкими рыжими волосами, светятся добрые голубые глаза. В его маленькой мастерской — небольшие, такие тонкие, густые по цвету картины, до сих пор мне слышатся его странные советы во время работы: "Повести через лиловую на сиреневую"; во Вхутемасе, когда он учился, ему дали прозвище "Васька-Цветовик". Они, Шегаль и Почиталов, очень разные, но их объединяло одно — любовь к искусству и к своим ученикам.