| |
МАСТЕРКОВА Л. А. ____________ MASTERKOVA LidiaМастеркова Лидия Алексеевна 1927 -
Мастеркова Лидия Алексеевна
8 марта 1927 (в различных источниках указываются также 1924, 1929, 1931, 1937, Москва)
Живописец.
В детстве брала уроки драматического искусства у К. С. Станиславского, увлекалась театром, музыкой, поэзией. Училась в Московской средней художественной школе (1943–1946), первым педагогом начинающей художницы был Михаил Перуцкий. С 1946 училась в Московском художественном училище памяти 1905 года.
Входила в Лианозовскую группу. В 1950-е одной из первых начала заниматься абстрактным искусством и навсегда сохранила верность этому направлению.
«Все время с неослабленной силой в ее абстрактных композициях то горят и сверкают, то мерцают притухающим огнем волшебные краски. Кажется, она подходит все время с разных сторон к магической поверхности полотна. Иногда жизнерадостная яркость пламенеющих звучаний, извивающихся и несущихся ввысь странных очертаний заставляет вспомнить органные аккорды Баха, а иногда зеленовато-серые сплетенные плоскости, ассоциирующиеся с биологическим формами, связываются с «Сотворением мира» Мийо. Рисунком Мастеркова говорит многое. Он организует пятна на плоскости и характер красочных акцентов. Он своеобразен и очень выражает автора» (Л. Кропивницкий. 1965).
Мастеркова любит работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие, как «Планеты» (1976), «Метеориты» (1981–1982), «Триптихи» и многочисленные «Композиции», которые художница часто посвящает какому-то конкретному лицу.
Художница часто прибегает к форме круга, будто решает задачи на равновесие и завершенность пластической формы. «Все — в круге. И из круга не выйдешь никуда. Все возвращаются на круги своя. Без круга ничего не может быть. Когда-то я много об этом писала» (Из интервью с Л. Мастерковой, 24. 01. 2006.).
Выполненные на бумаге, эти изображения создают ощущение космичности, они загадочны и полны мистической силы. Порой кажется, что так могут выглядеть снимки неведомых планет, сделанные из далекого космоса. Характер рисунков в этих композициях очень своеобразен. Тушь по мокрому создает впечатление живой вибрирующей поверхности, обладающей почти осязаемым эффектом.
Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших московских выставок:
1967 — выставка произведений «двенадцати художников» (клуб «Дружба» на шоссе Энтузиастов, Москва). Эта выставка была закрыта через два часа после вернисажа, причем работы Л. Мастерковой были сняты еще до открытия выставки;
1974 — 1-й осенний смотр картин «на открытом воздухе» — т. н. «Бульдозерная выставка» (Москва);
1974 — 2-й осенний смотр картин «на открытом воздухе», лесопарк Измайлово (Москва);
1974 — Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ);
1975 — выставка живописи московских художников (павильон «Пчеловодство», ВДНХ, Москва).
В 1975 Лидия Мастеркова эмигрировала во Францию. Сегодня она живет в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. «Во Франции я живу тихо, как мышь, я просто работаю и мне там не до разговоров». (Из интервью с Л. Мастерковой, 24. 01. 2006.) В последние годы она создает в основном графические серии в технике коллажа.
После переезда на Запад Лидия Мастеркова много работает и активно выставляется во Франции, США, Швейцарии, Германии, Италии. В Париже с 1976 сотрудничала с галереей Дины Верни, где в том же году прошла ее персональная выставка.
Работы Лидии Мастерковой находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва); Музее современного искусства (США), в Музее Циммерли (США), в коллекциях Дины Верни (Франция), Нортона Доджа (США) и др.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-11-12 (11968 Прочтено) [ Назад ] |
|
|