Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12Володин Михаил Филиппович
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

ВОЛОДИН М. Ф. _______________ VOLODIN Michael

Володин Михаил Филиппович
1912-1987

М.Ф.Володин     ВОЛОДИН МИХАИЛ ФИЛИППОВИЧ (1912-1987). Родился в 1912 году в деревне Ястребово Тульской области в крестьянской семье. Начальное образование получил в Каширской общеобразовательной школе, где и пристрастился к рисованию. Позднее, уже работая на одном из московских заводов, занимался в художественной самодеятельной студии, а затем в 1934-38 гг. учился в подготовительных классах российской Академии художеств в Ленинграде у А.Д.Зайцева и В.М.Орешникова. В 1938 г. Володин стал студентом Московского государственного художественного института им. Сурикова, учился у С.В.Герасимова, А.А.Осмеркина, И.И.Чекмазова.
      В первые же дни Великой Отечественной войны уходит на фронт в рядах народного ополчения. С оружием в руках командир отделения М.Ф.Володин участвует в боях по защите Москвы. За боевые заслуги он был награжден орденом "Отечественной войны" II степени и 13-тью медалями.
      В 1945 году в числе членов бригады художников выполнял особое задание Советского правительства, участвовал в спасении картин Дрезденской галереи, за что награжден золотым знаком и дипломом ГДР "Дружба народов".
      С 1948 года - член МОСХа и участник выставок. Мастер сложной живописной композиции, М.Ф.Володин за свою художническую жизнь создал целый ряд превосходных произведений, которые вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Его картины «Концерт на стройке», «Пробный выезд в колхозе», «Проводы русской зимы» и другие говорят о нем, как о художнике глубокой мысли и высокого профессионального мастерства. Большую ценность представляет его живописный холст «Спасение картин Дрезденской галереи», экспонируемый в Центральной музее Вооруженных Сил СССР. Известная его картина «Конвоирование пленных немцев по улицам Москвы» находится в музее МВД СССР. В том же музее экспонируется и его превосходная композиция «В.И.Ленин в Москве. Март 1918 г.»
      Михаил Филиппович был тонким, взыскательным мастером русского пейзажа. Его картины «Вечер», «Март», «На волжских просторах», «Суздаль», «Весна», «На поле Куликовом» и другие украшают экспозиции многих художественных музеев нашей страны.
      М.Ф.Володин всегда вел огромную общественную работу. Он неоднократно избирался членом партийного комитета и председателем профкома МОСХ. Много сил и энергии отдал Михаил Филиппович созданию народных художественных галерей. С помощью московских художников, на общественных началах он организовал и около 30 лет пестовал первую в Союзе народную художественную галерею в селе Льялово Солнечногорского района Московской области (теперь ей присвоено его имя), активно участвовал в формировании и пополнении многих других народных художественных галерей, в том числе в с.Вороново Московской области, в г. Данкове Липецкой области, сельской народной галереи в совхозе «Пролетарий» Калининской области, в колхозе им. Емельянова Горьковской области, В Москве на заводе им.Владимира Ильича, в музее в районном центре в Костромской области и др. Движение это приняло широкий размах, и по почину Михаила Филипповича в нашей стране была создана не одна сотня музеев.
     Картины М.Ф.Володина хранятся в музеях г. Москвы: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Центральном музее Советской Армии, Музее МВД СССР, в музеях Симферополя, Якутска, Смоленска, Казани, Выборга, Ульяновска, Охты и др. городов России и СНГ, в музеях Италии, Сша, а также в частных коллекциях Германии, Чехословакии, Китая, Италии, Франции, Великобритании и США. Многие работы репродуцировались массовыми тиражами и были опубликованы в печати.

 

 

М.Ф.Володин. Ремонт баркасов. 1946.
Ремонт баркасов. 1946. Х.М. 60х79 см.



М.Ф.Володин. Спасение картин Дрезденской галереи
Спасение картин Дрезденской галереи. Центральный музей
Вооруженных сил СССР



"Сикстинская мадонна"

И снова, как в годы былые,
Стоит пред тобою толпа,
А в сердце невольно приходят,
Как песня, - такие слова:
Несешь ты с тревогою сына,
В объятиях нежных несешь,
Надеясь, что жизнью его ты
Весь мир от паденья спасешь.


Прославлена ты Рафаэлем,
И подвигу славу поют,
Все люди тепло и с любовью
"Сикстинской мадонной" зовут.
Когда ж над тобою нависла
Погибель в тоннельной тиши,
Других матерей сыновья
С боями на помощь пришли.


И в темном холодном тоннеле
Тебя на руках пронесли,
Когда в сорок пятом - победном
Солдаты России спасли.
И снова, как в годы былые,
Стоит пред тобою толпа.
А в сердце невольно приходят
Звучащие гимном слова.

М. Володин
М.Ф.Володин. Спасение картин Дрезденской галереи, натурная зарисовка М.Ф.Володин. Спасение картин Дрезденской галереи, натурная зарисовка


М.Ф.Володин. Спасение картин Дрезденской галереи, натурная зарисовка      Спасение картин Дрезденской галереи,
     натурные зарисовки. Государственный Музей
     Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина


М.Ф.Володин. Концерт на стройке
Концерт на стройке. 1957. Х.М. 150х315 см. Музей изобразительных искусств Татарской АССР



М.Ф.Володин. Осень золотая
Осень золотая. 1971.



М.Ф.Володин. Отец. Этюд к картине
Отец. Этюд к картине. 1955. Х.М.



М.Ф.Володин. В Суздале
В Суздале



М.Ф.Володин. Весна
Весна. 1957.



М.Ф.Володин. Вечер. Академическая дача
Вечер. Академическая дача. 1954.



М.Ф.Володин. Женщина в сарафане
Женщина в сарафане. 1957.



М.Ф.Володин. Есенинский сарайчик
Есенинский сарайчик. 1960.



М.Ф.Володин. Ранний снег. Октябрь
Ранний снег. Октябрь. 1959. К.М. 49х69,5 см.



М.Ф.Володин. В перерыве между заседаниями
В перерыве между заседаниями. 1962.



М.Ф.Володин. С.Есенин в Константинове
С.Есенин в Константинове. 1985. Государственный музей-заповедник С.А.Есенина в с.Константиново



М.Ф.Володин. Март
Март. 1970.



М.Ф.Володин. Колхозный рынок
Колхозный рынок. 1973.



М.Ф.Володин. На волжских просторах
На волжских просторах. 1972.



М.Ф.Володин. В.И.Ленин в Москве. Март 1918 года
В.И.Ленин в Москве. Март 1918 года. 1982-1984.



М.Ф.Володин. Шагающий экскаватор (на строительстве Куйбышевской ГЭС)
Шагающий экскаватор (на строительстве Куйбышевской ГЭС)



М.Ф.Володин. Проводы зимы
Проводы зимы. 1983. Х.М. 120х300 см.



М.Ф.Володин. Вывоз на поля торфяного удобрения
Вывоз на поля торфяного удобрения. 1950. Якутский республиканский музей изобразительных искусств



На великой Сталинской стройке. 1951. Художники: П.П.Соколов-Скаля, А.И.Плотнов, М.Ф.Володин, Н.П.Толкунов, В.И.Соколов и Л.И.Народицкий
На великой Сталинской стройке (Куйбышевская ГЭС). 1951.
Художники: П.П.Соколов-Скаля, А.И.Плотнов, М.Ф.Володин, Н.П.Толкунов, В.И.Соколов и Л.И.Народицкий. Симферопольская картинная галерея



Дрезден, 1945. Крайний справа - М.Володин
Дрезден, 1945. Крайний справа - М.Володин.



М.Володин работает над портретом
М.Володин работает над портретом



В.Н.Бакшеев раздает автографы художникам на вечере в Академии Художеств, посвященном его 95-летию. Фото Л.Иванова
В.Н.Бакшеев раздает автографы художникам на вечере
в Академии Художеств, посвященном его 95-летию.
Фото Л.Иванова.



'Спутник летит'. Выставка 'Советская Россия' 1960г. Слева направо:  М.Добросердов, Солаваев, М.Ф.Володин, А.Лысенко, В.Васин и В.Гремицких.
"Спутник летит". Выставка "Советская Россия" 1960г.
Слева направо: М.Добросердов, Солаваев, М.Володин, А.Лысенко, В.Васин и В.Гремицких.



 М.Ф.Володин и Н.Б.Никогосян. На выставке портрета, у работы Н.Никогосяна. 1977 г., Манеж
М.Ф.Володин и Н.Б.Никогосян. На выставке портрета, у работы Н.Никогосяна. 1977, Манеж.



М.Володин на выставке работ 12-ти художников на фоне своих работ. 1978
М.Володин на выставке работ 12-ти художников на фоне своих работ. 1978.



М.Володин работает над этюдом к картине 'Выступление самодеятельности'
М.Володин работает над этюдом к картине "Выступление самодеятельности"



М.Володин у картины 'Шахтерская самодеятельность'. 1954-1955.
М.Володин у картины "Шахтерская самодеятельность". 1954-1955.



М.Ф.Володин и С.М.Буденный
М.Ф.Володин и С.М.Буденный



М.Володин. Разговор у картины. 1981.
М.Володин. Разговор у картины. 1981.



М.Ф.Володин на фоне своей картины 'Космос должен быть мирным'
М.Ф.Володин на фоне своей картины "Космос должен быть мирным".



М.Володин на фоне своей работы 'Спасение картин Дрезденской галереи'
М.Володин на фоне своей работы "Спасение картин Дрезденской галереи"



М.Володин. г.Дрезден, 1945 год
М.Володин. г.Дрезден, 1945 год.




М.Ф.Володин и ???
М.Ф.Володин и ??? Декабрь 1978.



М.Володин на фоне картины 'Проводы зимы'
М.Володин на фоне картины "Проводы зимы".




М.Володин




ВОЛОДИН Михаил Филиппович
А.Д.БЕРЕЗИН. Художники России. 50 биографий
М.Ф.Володин         
На Верхней Масловке в Москве находятся мастерские художников. В одной из них работал известный московский живописец М.Ф.Володин (1912-1987).
        Однажды я зашел к нему в гости – меня интересовало, над чем работает сейчас художник. Стали перебирать холсты, этюды, наброски и совершенно неожиданно обнаружили две работы, исполненные с натуры темперой в 1945 году. Одна изображает вход в замаскированное захоронение (штольня старой каменоломни), в которой фашисты упрятали ряд художественных произведений Дрезденской галереи, в том числе всемирно известную «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. А на другой - предстает тот самый железнодорожный состав, который перевозил бесценные сокровища искусства из Дрездена в Москву.
        - В дни пребывания в Дрездене мне удалось создать пять работ, - говорил Михаил Филиппович. – Две из них сохранились у меня, а остальные приобрела закупочная комиссия: «Вход в тоннель», «Вынос картин из тоннеля», «Упаковка картин для отправки в Москву». Эти вещи в свое время демонстрировались на выставках в Москве и в ГДР. Сейчас они принадлежат Центральному музею Советской Армии.
        …Вскоре после окончания Великой Отечественной войны командование 1-го Украинского фронта обратилось в Комитет по делам искусств с просьбой выделить авторитетную комиссию специалистов для розыска, описания и реставрации произведений искусства знаменитой Дрезденской художественной галереи. Дело в том, что незадолго до окончания войны (13 февраля 1945 года) американская и английская авиация предприняла абсолютно ничем не оправданный массированный налет на Дрезден. Восемь тысяч фугасных, 50 тысяч зажигательных, 5 тысяч огнеметательных бомб превратили город в огненный факел. Были уничтожены многие жемчужины мировой культуры: замок Фрауенкирхе (церковь женщин), Гофкирхе (дворцовая церковь), опера Земпера. В груду развалин было превращено здание Дрезденской галереи. Не уничтожил ли огонь и ее бесценные сокровища? Этот вопрос волновал многих.
        На второй день после вступления в город советских войск местные музейные работники сообщили нашему командованию об известном им захоронении у селения Гросс-Котта. Возле обнаруженного хранилища до приезда специалистов из Москвы была установлена круглосуточная вооруженная охрана.
        В бригаду, направленную в Дрезден, входили А.С.Рототаев (руководитель), С.П.Григоров, С.С.Чураков и два студента последнего курса Института имени Сурикова – И.Ф.Володин и Н.А.Пономарев (ныне первый секретарь правления Союза художников СССр). В этой важной работе приняли также участие искусствоведы Н.И.Соколова, Б.И.Алексеев и реставратор И.И.Петров.
        Бригада выполнила большую и очень сложную работу. Были обследованы многие шахты, замки, монастыри. Картины Дрезденской галереи были обнаружены также в известковой шахте в районе Покау-Легенфельд, в поместье Барнитц, расположенном вблизи Мейсена, в замке Везенштейн, что в окрестностях города Пирна, и в других местах. Крупнейшее хранилище было найдено также около населенного пункта Лилиенфельд, расположенного недалеко от чехословацкой границы.
        Многие произведения искусства подверглись порче – с потолков и стен шахт на них стекала вода. Картины лежали навалом, неупакованные. Это очень точно передал в своих зарисовках художник М.Ф.Володин.
        Руководитель бригады А.С.Рототаев писал потом: «Особенно пострадала знаменитая рубенсовская «Вирсавия». Почти вся ее поверхность была покрыта плесенью; красный масляный слой набух и начал осыпаться. Много пришлось поработать художнику С.Чуракову, чтобы остановить этот разрушительный процесс. Полностью реставрационные работы были завершены уже в Москве. Всемирно известное произведение Тициана «Динарий кесаря» также нуждалось в серьезной реставрации, так как его красочный слой стал ослабевать, тускнеть, причем этот процесс происходил на тех частях произведения, которые в свое время подверглись реставрации специалистами Дрезденской галереи».
         У М.Ф.Володина сохранился удивительно любопытный документ: удостоверение, выданное ему штабом Управления тыла 1-го Украинского фронта 10 июня 1945 года, по которому он имеет право изымать коллекции и одиночные художественные произведения с целью передачи их в государственный фонд вне зависимости от их местонахождения.
        Такими высокими и ответственными полномочиями наделялись и другие члены бригады.
        В расположенный в восьми километрах от Дрездена Пильнице – старинный дворец, принадлежавший когда-то саксонским королям, - из разных мест свозились обнаруженные шедевры Дрезденской галереи. Здесь определяли их автором, время исполнения, подвергали предварительной реставрации. Затем их тщательно упаковывали и погружали в железнодорожные вагоны. 31 июли 1945 года поезд с сокровищами изобразительного искусства направился в Москву. До самой столицы эшелон сопровождали специальная воинская охрана и весь состав бригады специалистов. 10 августа того же года драгоценный транспорт прибыл в Москву. После этого началась длительная и кропотливая работа по реставрации поврежденных произведений искусства. Так были спасены от гибели шедевры мировой живописи. Огромную роль в реставрации произведений Дрезденской галереи сыграл знаменитый наш русский художник Павел Дмитриевич Корин.
        В 1955 году в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открылась выставка картин Дрезденской галереи, а затем Советское правительство передало спасенные шедевры Германской Демократической Республике.
        Много лет прошло с тех пор. За это время Михаил Филиппович многое создал. Но никогда из его памяти не изгладились годы войны, волнующая история спасений сокровищ Дрездена. Через десятилетия Володин вновь возвращается к этой теме. В 1977 году была закончена новая живописная композиция «Спасение картин Дрезденской галереи». Темный, мрачный тоннель – самый первый тайник с сокровищами, который обнаружили воины Советской Армии. Вооруженная охрана. Прибыла бригада специалистов. Распаковали ящики и бережно начали выносить на свет найденные картины. На переднем плане - знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. На втором плане – полотно Рубенса «Слава, увенчивающая героя». Картина Володина, представляющая собой большой документально-исторический и художественный интерес, была впервые показана на Московской выставке художников, ветеранов Отечественной войны, в 1977 году, а затем успешно демонстрировалась в 1978 году на Всесоюзной художественной выставке, посвященной юбилею Вооруженный Сил СССР. Сейчас картина – собственность Центрального музея Вооруженных Сил СССР.
        Михаил Филиппович Володин родился в 1912 году в крестьянской семье в деревне Ястребово Тульской губернии. К рисованию пристрастился еще с Каширской школе, где преподавателем рисования был блестящий художник и педагог, доброжелательный руководитель и наставник, любящий искусство и детей, Павел Николаевич Леонов.
        Он приобщал учеников к высокому искусству, учил их по-особому видеть и любить природу, окружающий предметный мир и преподал им первоначальные навыки рисования и живописи. Позднее, уже будучи рабочим на одном из московских заводов, Володин продолжает учиться искусству, посещая занятия самодеятельной художественной студии. Твердо избрав свой дальнейший путь, накопив известный опят и знания, художник едет в Ленинград и с 1934 году начинает заниматься в подготовительных классах Всероссийской Академии художеств. Четыре года он учится в Ленинграде, а в 1938 году приезжает в Москву и поступает в художественный институт. Здесь молодому человеку вновь повезло – он попадает в мастерскую С,В.Герасимова, воспитавшего целую плеяду талантливых живописцев.
         «Считаю себя счастливым, - вспоминал Михаил Филиппович, - потому что мне довелось учиться у такого художника-педагога, как Сергей Васильевич Герасимов. Он учил нас познанию жизни и высокому профессиональному мастерству. Работая под его руководством, мы, студенты, всегда восторгались его постановками, которые были очень красивыми, но трудными. Но, несмотря на это, мы были им рады и упорно работали, чтобы заслужить одобрение наставника. Помимо общих указаний, Сергей Васильевич, если это требовалось, сам брал кисть и наглядно показывал, как надо написать то или иное трудно дающееся место».
        С.В.Герасимов был до мозга костей художником-реалистом и истинным продолжателем традиций русской реалистической школы.
        В первые же дни Великой Отечественной войны сорок четыре студента художественного института вступили в народное ополчение с 6 июля 1941 года отправились на фронт. Среди них был и Володин. То было время тяжелых боев. Отряды народного ополчения, слившись с частями действующей армии, вступили в неравный бой с превосходящими в ту пору силами протисника. Трудные бои шли под Москвой. И Володин, будучи командиром отделения, 11 дней выводил свою группу из окружения.
        В октябре 1941 года, его, как и других студентов художественного вуза, отозвали в институт для продолжения учебы. Он уезжает в Самарканд, куда был эвакуирован Московский художественный институт; он продолжает учиться и вместе и другими студентами ведет большую работу. Несколько лет Володин руководит профсоюзной организацией института, мобилизует студентов на помощь местным колхозам и совхозам – на уборку хлопка, хлеба и других сельскохозяйственный культур. Студенты института оформляли торжественные собрания, красные уголки, клубы, военкоматы, заводы и фабрики.
        Дипломной работой Володина была большая многофигурная композиция, посвященная одному из незабываемых эпизодов Великой Отечественной войны – конвоированию пленных фашистов по улицам Москвы.
         «Событие это, - вспоминает Володин, - состоялось 17 июля 1944 года. Шла война. А по улицам Москвы как знак будущей победы вели шестьдесят четыре тысячи пленных фашистов.
        Накануне было объявлено по московскому радио о том, что по улицам Москвы будут проконвоированы пленные. Был сообщен маршрут.
        Мы, студенты института имени Сурикова, отправились на улицу Горького, чтобы стать свидетелями этого события. Улица с обеих сторон была уже полна народа. День был солнечный, жаркий. Вот по толпе пронеслось: «Идут, идут!».
        От Белорусского вокзала показалась группа всадников. Впереди ехал генерал Артемьев, заним два адъютанта с саблями наголо. Следом шли фашистские генералы. За генералами с интервалами шли солдаты. Процессия двигалась долго. Вид фашистов, как генералов, так и солдат, был потрепанный и понурый. Настроение у москвичей было приподнятое. Все ликовали в предчувствии скорой победы.
        Все это событие я и взял темой дипломной работы». Этот большой живописный холст принадлежит сейчас Музею Министерства внутренних дел России.
        Тема войны с ее потерями, переживаниями, невзгодами органически вошла в творческую жизнь художника.
        Естественно, что и в дальнейшей работе он не раз вновь и вновь возвращается к ней. Так на художественной выставке «Московские художники – участники народного ополчения в годы Великой Отечественной войны», посвященной 40-летию Победы, Михаил Филиппович показал новую свою картину «Разгром фашистов под Москвой начался». Эта яркая и звучная, точная по замыслу и исполнению композиция была горяцо встречена широкой аудиторией. На этой выставке было еще одно великолепное полотно «Израненная Феодосия» (1946), вновь возвращающая нас к трагическим событиям суровых военных лет.
        Володин – автор многих тонких лирических пейзажей: «Подмосковье», «Осень золотая», «Суздаль», «Весна», «На поле Куликовом» и других.
        Еще более выразительно выявляется творческое лицо художника, когда он обращается к тематической картине. Его картина «Пробный выезд в колхозе» (1949), «Концерт на стройке», «Спутник летит» (1959), «Проводы русской зимы» наполнены светом, солнцем, радостью жизни. Володин смотрит на мир глазами человека, беспредельно влюбленного в жизнь, в нашу действительность.
        Вот – «Концерт на стройке» (1956-1957). Сколько в этой работе улыбки, динамики, экспрессии!.. В минуту отдыха стремительно и ладно заиграл баян. В такт музыканту взметнулся вихрь розовых, желтых и синих сарафанов, белоснежных блузок, разноцветных косынок. Закружилась в хороводе нарядная и веселая группа молодых танцовщиц. И, глядя на из яркий и темпераментный пляс, по-доброму улыбаются строители.
        Радость жизни передает художник и в своем полотне «Проводы русской зимы». С трудом пробивает себе дорогу весна, зима все еще держится, борется, не хочет сдаваться. Художник сумел передать праздничное состояние ребят. Как благодарно светятся их глаза, сколько счастливых минут приносит им катание на лихих русских тройках!
        В этих, Как и в других работах, художник Володин предает светлые, нравственно возвышенные стороны человеческого бытия. В картинах на темы из жизни советской деревни предстают люди, наделенные большой силой воли, яркие, самобытные.
        В конце 1978 года в Выставочном зале Московской организации Союза художников РСФСР состоялась весьма примечательная выставка московских художников, на которой Володин представил двадцать три работы. Рядом с его тематическими произведениями («Перед всесоюзным соревнованием», «В перерыве между заседаниями», «Всемирный конгресс за разоружение и мир» и другие) экспонировались тонкие по живописи, лиричные по интонации пейзажи («На волжских просторах», «Вечер», «Март» и др.).
        Восемь наиболее выразительных, ярких и сочных произведений пейзажного искусства приобретены Государственной Третьяковской галереей.
        М.Ф.Володин постоянно работал над тематической картиной.
        Со свойственной художнику лирической интонацией, создана им картина, посвященная великому русскому поэту Сергею Есенину.
        Володин не раз выезжал в село Константиново. У него накопился большой этюдный материал, дающий достоверное представление о природе края, где рос и мужал этот великий талант.
        Картина удачно скомпонована. Тонкий лирический пейзаж, любовно и нежно воспетый Есениным, органически слился со всей тканью художественного повествования. Володин сумел воплотить на холсте самые важные, самые значительные и характерные черты поэта.
        Михаил Филиппович Володин – человек разностороннего дарования. В октябре 1979 года в Вороновской художественной галерее состоялся вернисаж необычной выставки Володина, названный художником «Живопись без красок». Эта уникальная экспозиция показала, что может создать талантливый человек из обыкновенной лежалой бересты. Натюрморт и пейзаж, жанровая картина и прелестная копия знаменитой картины В.А.Серова «Девочка с персиками», - все великолепно подобрано из кусочков березовой коры. Каким надо быть кудесником, чтобы с такой поразительной точностью передать гармонию предметного мира» Сам художник говорил, что работа с корой - его хобби. Пусть так, но такое хобби представляет собою большое, настоящее искусство.
        Володин показал себя также умельцем и в области декоративно-прикладного искусства. Его скульптурные миниатюры «Мальчик с собачкой», «Селедочница» великолепны и вполне достойны массового тиражирования. Но и это ее не все. М.Ф.Володин был веселый рассказчик-импровизатор и пародист. Подмечая смешное у своих товарищей-художников, он передавал это с большим артистизмом.
        Володин вел большую общественную работу по пропаганде изобразительного искусства. Он был один из самых активных организаторов первой в Московской области народной художественной галерея – «малой Третьяковки», открытой в феврале 1958 года в селе Льялово Солнечногорского района. Теперь этой галерее присвоено имя ее создателя, М.Ф.Володина.
        Володин принимал деятельное участие в формировании художественной галереи в селе Вороново Подольского района Московской области, а также в колхозе им.Емельянова Нижегородской области.
        Его участие в создании «малых Третьяковок» выражалось в практической работе по формированию их экспозиции.
        Дело в том, что любая «малая Третьяковка», естественно, хочет иметь в составе своей экспозиции работы крупнейших мастеров нашего искусства. Но се мы знаем, что законченные художественные произведения маститых наших художников часто находятся в крупнейших музеях страны, а тогда возникает желание заполучить хотя бы небольшие этюды. Как правило, за ними приходится обращаться к семьям давно ушедших из жизни художников. Но как трудно безвозмездно, в дар, получить желаемые работы. Помниться, какую огромную помощь Володин оказал «малой Третьяковке» совхоза «Пролетарий» Вышневолоцкого района Тверской области. Не жалея своего времени, он добился получения великолепных работа С.В.Герасимова, С.В.Чуйкова, Е.А.Кацмана, П.А.Радимова, Ф.С.Борогодского, Г.Н.Горелова, В.Н.Бакшеева и других. Эти работы весьма повысили художественную значимость собрания.
        Данковская и другие художественные галереи формировались также при активном участии М.Ф.Володина – члена комиссии по пропаганде изобразительного искусства Правления Союза художников России.
        В молодые годы Михаил Филиппович параллельно с творческой вел большую педагогическую работу. Он был преподавателем рисунка и живописи в Московском художественном училище. Его питомцами были занявшие заметное место в нашем искусстве – Попков, Диков, Плотицын.
        Замечательный художник и большой души человек, отдававший много сил и энергии общественной работе, Михаил Филиппович Володин закономерно пользовался большим уважением и любовью всех, кто его знал.



КАТАЛОГ
1942
Беседа раненого в чайхане

1945
Загорск. Х.М. 70х50 см.
Картины в тоннеле. К. Темпера. 44х73 см.
Эшелон идет в Москву. К. Темпера. 44х73 см.

1946
Камни на берегу моря. Х.М. 44х80 см.
Феодосия. Х.М. 69х80 см.
Ремонт баркасов. Х.М. 60х79 см.
Израненная Феодосия. Х.М. 69х81 см.

1948
Проконвоирование пленных немцев по Москве
Вариант картины "Проконвоирование пленных немцев по Москве" для музея понраничных войск

1949
Пробный выезд в колхозе. Симферопольский художественный музей

1950
Вывоз на поля торфяного удобрения. 1950. Якутский республиканский музей изобразительных искусств

1951
Бригадная картина «Строительство ГЭС им. Ленина» Симферопольский художественный музей
Бригадная картина «Панорама строительства ГЭС им. Ленина» Государственная Третьяковская галерея

1953
Серия пейзажей – родина Николая Островского Музей Н.А.Островского в Москве

1954
Вечер. Х.М. 50х80 см.
Вечер. Академическая дача
Шахтерская самодеятельность. (Подмосковный угольный бассейн) (1954-1955)

1955
Лыжная эстафета. 1955-1956. (Работа находится в Башкирии)
Отец. Этюд к картине.

1956
Цветы, фрукты, овощи. Х.М. 80х100 см.

1957
Женщина в сарафане
Концерт на стройке. Х.М. 150х315 см. Музей изобразительных искусств Татарской АССР
Весна

1958
Перед всесоюзным соревнованием. Х.М. 60х75 см.

1959
Вариант картины «Лыжная эстафета» (для Дальнего Востока)
К весне. К.М. 50х70 см.
В Суздале. К.М. 51х70 см.
Ранний снег. Октябрь. К.М. 49х69,5 см.

1960
Есенинский сарайчик

1961
Колхозное стадо

1962
В перерыве между заседаниями. К. Темпера. 75х100 см.
Всемирный конгресс за разоружение и мир. К. Темпера. 75х100 см.
Отдых трудящихся
Последний рейс. Х.М. 80х120 см.

1963
Дом Пушкина в Михайловском. К.М. 60х80 см.
Надежда на второй раунд. К. Темпера. 70х49 см.
Новое и старое. К.М. 50х70 см.
Собор и могила Пушкина в Святогорском монастыре. Х.на К. М. 70х50 см.
Углич. Церковь Дмитрия "На крови". Х.на К. М. 50х70 см.
Ю.П.Власов. Перед мировым рекордом
Будущие механизаторы. 1963-1964
Посланцы мира

1965
Рисунок с гипсового барельефа. Б., уголь, картон. 70х90 см.
Москва. Кремль. 1941 г.

1966
Собор в Суздале. Серый день. К.М. 60х80 см.
Отдых трудящихся (Парусники)

1967
За счастье детей
Аврора. 1917. (находится в г.Выборг)
Лыжные соревнования
Финиш
Собор в Суздале. Серый день. К.М. 60х80 см.

1968
Красная площадь
Пейзаж «Данков» (выполнен вместе с Плотновым для г. Данкова)
Русская зима

1969
Картошка цветет. К.М. 50х80 см.
Проводы русской зимы

1970
Ранний снег. Оргалит. М. 125х145 см.
Март. Оргалит. М. 120х112 см.
Сиреневый май. Оргалит. М. 121х131 см.
Морозный день. Х.М. 60х80 см.
Красная площадь. 180х350 см. (для г. Уржума Кировской обл.)
Березы. Осень золотая. 122х103 см.
6 этюдов выполнил на родине С.Есенина, где был с 29 сент. по 6 окт. 1970.
9 этюдов выполнил в Гурзуфе (апрель 70 г.)

1971
Осень золотая. Оргалит, М. 122х103 см.
Ранний снег
Суздаль

1972
На волжских просторах. Х.М. 120х160 см.
Подмосковье

1973
Уголок древней Москвы. Х.М. 74х90 см.
Колхозный рынок
Эскизы к картине «Спасение Дрезденской галереи»

1974
Уголок старой Москвы
Вариант картины "Проводы русской зимы"
Спасение картин дрезденской галереи. Х.М. 195х215 см.

1982
В.И.Ленин в Москве. Март 1918 года. 1982-1984

1983
Проводы зимы. Х.М. 120х300 см.

1985
С.Есенин в Константинове. Государственный музей-заповедник С.А.Есенина в с.Константиново

Недатированные произведения
В Суздале
Шагающий экскаватор (на строительстве Куйбышевской ГЭС)



Музеи, в собраниях которых находятся произведения М.Ф.Володина
Государственная Третьяковская галерея
Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина
Государственный музей Н.А.Островского в Москве
Государственный музей-заповедник С.А.Есенина в с.Константиново
Заводской музей на заводе им. В.И.Ленина, Москва
Музей изобразительных искусств Татарской АССР
Музей МВД СССР
Сельская народная художественная галерея в совхозе «Пролетарий» Калининской области
Сельская народная художественная галерея в колхозе им. Емельянова Горьковской области
Сельская народная художественная галерея Льялово Московской обл.
Сельская народная художественная галерея Вороново Подольского района
Симферопольская картинная галерея
Симферопольский художественный музей
Художественная галерея в г. Данкове Липецкой области
Художественный музей Парфеньевского районного центра в Костромской области
Центральный музей Вооруженных сил СССР
Якутский республиканский музей изобразительных искусств им. М.Ф.Габышева




Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

Опубликовано: 2006-04-06 (37566 Прочтено)

[ Назад ]
Content ©
® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 4.499 секунды