| |
ПОКАРЖЕВСКИЙ П. Д. _____ POKARJEVSKIY PeterПокаржевский Петр Дмитриевич 1889-1968
Петр Дмитриевич Покаржевский (1889-1968). Учился на вечерних курсах рисования в Елизаветграде у Ф. Козачинского, в Киевской художественной школе (1906-1909), на Высших Художественных курсах при Академии Художеств у Я. Ционглинского, Г. Залемана, Н. Самокиша (1909-1916).
Член объединений "Бытие" (1922), АХРР (1923). Организовал Государственные художественные мастерские в Туле, заведовал ими и преподавал (1920-1922). Создал Тульский художественный музей и работал в нем (1920-1922). В 1922 г. переехал в Москву, работал для издательства «Молодая гвардия».
Главным направлением творчества была сюжетная картина на актуальные современные темы, выполненная в традиционной реалистической манере. В 1928 г. П.Д. Покаржевский совершил путешествие по Казахстану и Киргизии, в результате появились картины с изображением национального быта этих регионов.
С 1937 г. П.Д. Покаржевский - профессор МГХИ им. В.Сурикова. Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, Тульском художественном музее и многих других музеях.
Умер Петр Дмитриевич в 1968 г. в Москве.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Покаржевский Петр Дмитриевич (1889) начал заниматься изоискусством на вечерних рисовальных классах Зиновьевского реального училища и у художников Ольшанского и Козачинского.
По окончании реального училища в 1906 г. поступил в Киевское художественное училище.
В 1909 г. был принят в Петербургскую Академию художеств и работал под руководством Ционглинского, Залемана и Самокиша.
В 1917 г., окончив Академию, работал на фронте в военно-художественном отряде, руководимом художником Н. С. Самокиш.
В первые годы революции организовал в Туле художественный музей и художественный техникум.
В 1921 г. после переезда в Москву работал по графике, иллюстрации и живописи.
Участник выставок „Независимых", „Бытие" „Бубновый валет", АХР и заграничных.
Участник выставок к пятилетию и десятилетию РККА.
Произведения находятся в Гос. Третьяковской галлерее, Музее Красной армии и др.
(Работы: «Наркомвоенмор К.Е. Ворошилов на аэродроме», «Командующий ОКДВА В.К. Блюхер», «На аэродроме», «Переправа на маневрах», «Сбор танков после атаки», «Летчики», «В противогазовом костюме» (этюды, масло); «Командиры и бойцы ОКДВА» (рисунки).)
|
Красный дозор. 1923. |
Во дворе. 1930-е. |
Тревога. 1925. Х.М. 147х107 см. |
Киргизская девушка в свадебном наряде. 1928. |
Киргиз-пастух. 1930-е.
|
Портрет Киргизки. Б. Цв. кар. 50х44,5 см. |
Телятница. 1934.
|
Ирочка. 1964. |
Московский студент из республики Мали. 1964. |
Партизан. 1940. |
Письмо. 1940. |
Кремль, 1941. |
Ударницы |
В лес за дровами. 1950. |
Лошадь в ковровых санях. 1952. |
Любопытные. 1956. |
С работы. 1948. |
Ткачиха. 1943. |
Дворик в старой Риге. 1962. |
Кореиз. 1956. Х.М. 55,5х85,5 см. |
Мостик. 1950. |
Укладчицы статоров. 1965.
|
Миндаль цветет. 1942. |
Байкал. Лиственичное. 1955.
|
П.Д. Покаржевский. 1965.
|
Солнечный Гурзуф. 1964. |
И.ТРЕТЬЯКОВ, 1957 г.
Петра Дмитриевича Покаржевского обычно причисляют к мастерам батального жанра. Многие произведения художника действительно посвящены Советской Армии, хотя их вряд ли можно назвать традиционными батальными картинамн. В отличие от М. Б. Грекова, М. И. Авилова и других баталистов Покаржевский любит выбиратъ такие сюжеты, которые позволяют решатъ военную тему вне непосредственного изображения сражений.
Художник говорит, что его картины «находятся как бы около баталыюго жанра». Это очень верное определение. Помимо батальных мотивов Покаржсвский всегда интересовался пейзажем, бытовым жанром, портретом и т. д.
С особым чувством он изображает кавалерийских коней и столь любимых В.А. Серовым и Л.В. Туржанским деревенских лошадок. Здесь можно вспомнить многие работы—«Дозор», «Тревогу», задушевный лирический пейзаж с лошадками у мельницы, а также дипломную картину художника «Запрягают». За нее Покаржевский получил от Академии художеств право на заграничную командировку. Однако поехать за границу ему не удалось, вскоре началась гражданская война.
В Академии (1910—1917 гг.) Покаржевский занимался у Г. Р. Залемана, Я. Ф. Ционглинского и Н. С. Самокиша (последний вел мастерскую батальной живописи). Академическая школа того времени не давала углубленного философского понимания искусства, но приобретенные в Академии знания и навыки помогали вырабатывать свой собственный метод. Определенная приверженность к строгой академической форме рисунка и пластики сохранилась у Покаржевского и впоследствии, даже в пору исканий чистой живописности и обращения к пленерной живописи.
С начала 1920-х годов он примкнул к АХРР (1923 г.), не порывая, однако, с тем направлением в русской советской живописи, которое тогда было представлено «Обществом московских художников» (ОМХ). На выставках АХРР можно было видеть почти все главные тематические произведения Покаржевского. Некоторые его картины («Дозор», 1923 г., «Тревога», 1925 г., «Десант», 1928 г.,) сыграли определенную роль в формировании искусства советского батального жанра. В картине «Тревога» художник создал лаконичную композицию, изображающую конноармейца с лошадью. По замыслу актора эта простая и динамичная группа должна была выражать боевую готовность Красной Армии. В какой-то мере художнику действительно удалось передать особое чувство эпохи, связанной с гражданской войной и борьбой за независимость молодой Советской республики.
Своеобразной романтикой овеян и кавалерийский «Дозор». В этой картине в еще болыпей степени ощущается стремление художника к подчеркнуто пластическому построению обобщеннсй батальной композиции. Несколько позже, в период довоенных пятилеток, художник создает ряд многофигурных батальных картин, отображающих повседневный быт Красной Армии.
Однако творчество Покаржевского нельзя ограничивать одним только батальным жанром, тем более, что наряду с искренними вещами среди произведений этого жанра у художника встречаются и такие картины, в которых он не мог пойти дальше внешних стандартных решений.
На выставке Покаржевского убеждаешься, что главное место в его творчестве занимают работы, выражающие непосредственное общение художника с природой и человеком. Это пейзажи, своеобразные бытовые картины, портреты и другие произведения, исполненные во время поездок по родной стране (Казахская ССР, Урал, Алтай, озеро Байкал, Кавказ, Карелия).
В этих работах, напоминающих иногда этюды, Покаржевский выступает искренним живописцем-поэтом, зорким наблюдателем приро-ды и быта. Правда, слова этюд и «этюдность» в их традиционном толковании не всегда применимы к творчеству Покаржевского. Часто средй его «этюдных» работ встречаются вполне законченные худо-жественные произведения: пейзажи и глубоко прочувствованные композиции, изображающие человека среди природы. Свободная этюдная форма не мешает художнику обобщать пережитое и доби-ваться завершенности, поэтому с годами его живопись приобретает все большую глубину. Можно проследить, как от этюдов, сделанных в начале 1900-х годов в Киевском художественном училище, через академические работы (тематическая постановка, изображающая фигуру ваятеля) и вплоть до современных пейзажей в творчестве Покаржевского проходит линия настойчивых исканий полнозвучной живописности и жизненной правды.
Еще в пору молодости художник переживает глубокое увлечение искусством М. А. Врубеля и В. И. Сурикова, творчество которых привлекает его могучей силой живописной красоты... На сложном пути своих художественных исканий Покаржевский обращается к традициям некоторых старых мастеров (Веласкес, Шарден) и неизменно упорно изучает натуру... Работа с натуры является главной основой творческого развития художника и в живописи и в рисунке.
Здесь хочется сказать и о страсти Петра Дмитриевича к собиранию минералов, цветов, трав, бабочек. На первый взгляд это может показаться случайным биографическим эпизодом, не имеющим отношения к творчеству художника; между тем, связь с творческим процессом здесь есть, и вдохновенная «охота» за драгоценными минералами чем-то перекликается с исканиями Покаржевского-живописца.
К числу наиболее интересных произведений художника относятся самаркандские пейзажи, исполненные в годы Великой Отечественной войны. Серокрасная земля, белесое от зноя небо, голубые, как бы тающие очертания величавых памятников древности, мягкая зелень листвы, пестрые краски одежд — все в этих работах передано художником с проникновенным поэтическим чувством и безукоризненным вкусом («Биби-Ханым от Афросиаба», «Стадо пригнали» и другие).
Самый простой уголок городского пейзажа часто приобретает в этюдах Покаржевского черты глубокой содержательности («Вечер» и «Дорога»). Последняя работа, написанная в подчеркнуто свободной живописной манере, поражает обобщенным характером образа природы. В земле, темнеющих на ней кустарниках и деревьях, далеких мягко синеющих горах и неторопливом движении самой дороги ощущается что-то значительное и прекрасное.
О глубоком творческом понимании жизни природы говорят построенные на тонких, изысканных сочетаниях красок «Зима в Самарканде» и весенние пейзажи («Весна на Сиабе»).
Столь же отчетливо выступает свойственное Покаржевскому живописное вйдение в бытовых работах самаркандской серии. Он показывает повседневный труд человека в просветленных и гармоничных образах («Ткачиха», «Мотальщица»), зорко подмечая при этом черты национального своеобразия. Здесь хочется вспомнить и рисунки художника, привлекающие живой передачей бытовой характерности и движения. Часто в рисунках художник стремился запечатлеть свои неповторимые путевые впечатления.
В живописных работах, сделанных художником в самых раэличных уголках страны, есть и нечто общее. Покаржевский особенно дорожит в пейзаже его пластическим построеннем, правдивон передачей рельефа местности. Может быть именно поэтому он так часто и охотно пишет горы Кавказа, Урала, Алтая.
За последние годы художник ощутил большую тягу к природе русского Севера. Вскоре после окончания Велнкой Отечественной войны ему удалось побывать на Онежском озере. Там был создан ряд пензажей, выразившнх любовь художника к русской национальной архитектуре. Покаржевский хорошо почувствовал связь памятников старинного зодчества с природой, сумел передать в своей живописи свежестъ северного воздуха, прочность старинных построек, сложснных из вековых сосен («Кижи», «Банька», «Часовенка», «Церковь на Волк-острове» и другие работы). Многие онежские пейэажи написаны в сдержанной, богатой оттенками, серебристой красочной гамме. Пейзаж с шатровой деревянной церковкой («Подъельники») построен на тонкнх колористических сочетаниях серых, зеленых и голубых тонов с красным цветом зардевшейся к осени рябннки. Тншиной и покоем веет от этого уютного уголка природы Заонежья.
В серии картин, написанных в Хибинских горах, художник раскрывает как бы другую сторону природы Севера. Здесь все в ней выглядит торжественным, величавым, В древннх, как мир, каменистых горах и в синих «глазах земли» — озерах — художник увидел выраженне скрытой силы и богатой внутренней жизни. Напряженный драматизм («Ветер с севера») сочетается в хибинских пейзажах с чувством эпнческого спокойствия («Тихий вечер»).
От Заполярья к обжитой природе Подмосковья (озеро Сенеж) такой переход весьма типичен ДЛЯ Покаржевского и отвечает его постоянному стремлению к широкому живопнсному восприятию обраэа Родины.
Вот уже 20 лет, как Покаржевский продолжает сочетать творчество живописца с преподаванием жнвописи и рисунка в Московском художественном ннституте им. В. И. Сурикова. Педагогическая работа отнимает у художника много сил и времени, но, с другой стороны, она и помогает ему в решении ряда вопросов, связанных с собственным творчеством.
Началом своей творческой деятельностн художник считает Академическую выставку 1912 года. С тех пор прошло немало времени. На данной выставке представлена только часть работ, характеризующих путъ, пройденный Петром Дмитриевичем Покаржевским в русском советском искусстве. Это путь трудолюбивого и скромного художника-живописца, творчество которого осиовано на задушевном, трепетном восприятин жизни.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-12-07 (31968 Прочтено) [ Назад ] |
|
|