| |
ЧЕРНЫШЕВА П.Н. _____________ CHERNISHOVA PolinaЧернышева Полина Николаевна 1932
творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
О себе.
Первым моим учителем, был отец - Н.М. Чернышев, прививший мне любовь к древнерусской живописи, архитектуре и к таким художникам, как Андрей Рублев, Дионисий, Александр Иванов, Н. Ге, и другим. Отец считал, что дети художников должны быть художниками. Они растут в особом мире. Он часто повторял: «Талант - это труд». И заставлял нас рисовать каждый день. Так все мы - три дочери и внуки - стали художниками. Я часто вспоминаю, слова, сказанные К. Коровиным отцу: «Главное в жизни - Вера, Надежда, Любовь, а деньги - это тлен и прах».
В 1956 году я окончила Московский полиграфический институт по специальности художника печати, мастерская А. Гончарова, В. Чекмазова, А. Горощенко. В наш дом приходили поэты, писатели, художники. Помню Н. Рудина, Н. Ливкина, В. Фаворского, П. Кузнецова, И. Грабаря, С. Герасимова, А. Матвеева, авиаконструктора О. Антонова и других интересных людей. После окончания института я сотрудничала с издательством «Молодая гвардия», с журналами «Вокруг света», «Юный натуралист», «Веселые картинки» и другими. В журнале «Вокруг света» я познакомилась с B.C. Чернецовым - замечательным человеком и прекрасным художником, которого я считаю своим вторым учителем. Судьба подарила мне незабываемые встречи с С. Коненковым,
A. Цветаевой - они оставили неизгладимый след в моей жизни. Я даже вылепила ее портрет, находящийся в музее М. Цветаевой. Эти встречи вошли в мои публикации об этих людях.
В 1965 году я стала членом Союза журналистов СССР. В 1967 году вступила в члены Московского отделения Союза художников СССР. Часто ездила с творческими группами художников в Тарусу.
Я люблю рисовать животных. Отцу, также А. Пластову и скульптору В. Ватагину нравились мои рисунки зверей.
B. Ватагин дал мне рекомендацию на вступление в МОСХ. Я пишу в основном натюрморты, пейзажи. Создала серии работ: «Земля моего детства», «Литературные места Москвы», разрабатываю тему балета (монотипии). Эти работы были на выставке в США.
Я постоянный участник: московских, республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.
|
Творчество:
Осень в Гурзуфе. 1960 г. Бум., акв. 40х50. |
Лось. 1960 г. Бум., акв. 21х29,7 |
Антилопа гну. 1960 г. Бум., акв. 21х29,7 |
Тихий вечер. 1983 г. Х.,м. 36х49. |
Московский зоопарк. 1978 г. Бум., акв. 59х70. |
Красный натюрморт. 1978 г. Бум., акв. 70х60. |
Какое счастье. 1975 г. Бум. Монотипия 32х23 |
Девочка с голубем. 1980 г. Бум. , монотипия. 54х40 |
Сено убрали . 1981 г. Бум., акв. 50х70. |
Улочка в Гурзуфе. 1987 г. Бум., акв. 50х70 |
Лестница в Гурзуфе. 1982 г. Бум., акв. 70х50 |
Купание. 1981 г. Бум. Монотипия 28х38. |
Купальщица. 1981 г. Бум., монотипия. 28х38 |
Балет «Жизель». 2001 г. Бум., монотипия. 21х30 |
Одуванчики. 1990 г. Бум., монотипия Х., м. 35х44. |
Вечереет. 1973 г. Х., м. 60х40 |
Пейзаж с белой лошадью. 2001 г. Бум., монотипия 32х23 |
Фотографии:
Семья Чернышевых на даче: Н.М. Чернышев, А.А. Чернышева, дочери П. Чернышева, Е. Чернышева. Лионозово. |
Н.М. Чернышев с дочерями. |
П. Чернышева поздравляет С.Т. Коненкова с юбилеем. 1964 г. |
П. Чернышева рисует Кремль. |
Выставка Н. Чернышева, 1973 г. : Пианистка, виоланчелистка Н. Гутман, П.Н. и А.А. Чернышевы |
На выставке Н.М. Чернышева, 1973 г. : Д. Жилинский, П. Чернышева, И. Голицын. |
П. Чернышева и А. Тышлер. 1979 г. |
Е. Расторгуев и П. Чернышева 1979 г. |
Вечер памяти Н.М. Чернышева. 1979 г.: И. Соколова, жена Дюкова, Н. Жилинская, Д. Жилинский, А.А. Чернышева, Полина Чернышёва. Сидит А. Соколов. |
На выставке Н.М. Чернышева, 1979 г. : Е. Зверьков, С. Ткачев, А. Папикян, П. Чернышева,Н. Чернышева, А.А. Чернышева с внучкой, Н. Горский-Чернышев. |
Выставка на Кузнецком 11. 2002 г. П. Чернышева на фоне своих работ. |
Притяжение искусства. П. Чернышева и А. Соколов. |
П. Чернышева, П. Флоренский, отец Александр Егоров. Выставка в ГТГ. 2002 г.
. |
Выставка Н. Чернышева в ГТГ, 2005 г. : В. Зобов, Г. Лахути, П. Чернышева, О. Костина. |
П.Н. Чернышева на выставке в Новом Эрмитаже. 2010 г. |
П. Чернышева дома. 2013 г. |
Выставки:
Литература:
Е.Ефремова. Хранительница семейных традиций» - журнал «Юный художник», 2012, №12, с. 26-28.
(Елизавета Владимировна Ефремова – автор многочисленных статей и монографий о русском и советском искусстве, член МСХ, хранитель отдела графики ХХ века ГТГ).
Насколько важно семейное воспитание для сохранения духовных связей и передачи традиций, мы еще раз убеждаемся на примере творчества Полины Николаевны Чернышевой - старшей из трех дочерей известного живописца, родоначальника большой московской художественной династии Николая Михайловича Чернышёва (1885-1973). От отца она унаследовала не только любовь к искусству, но и радостное восприятие жизни, и эта положительная эмоция «заражала» буквально всех, кто побывал на выставке, приуроченной к 80-летию со дня ее рождения. Созерцая светлый мир образов Полины Чернышевой, москвичи уходили с выставки в приподнятом настроении, покоренные удивительной способностью автора отражать окружающую жизнь романтически - восторженно.
Экспозиция была развернута в мемориальном музее-мастерской Сергея Тимофеевича Коненкова - друга семьи Чернышевых, с которым молодая художница познакомилась в июле 1964 года на 90-летнем юбилее скульптора. Тогда она преподнесла ему в дар берестяной короб с только что собранными грибами, лесной земляникой и полевыми цветами. Оригинальный подарок, символизирующий глубинную связь Коненкова, уроженца смоленского села Караковичи, с природой и крестьянским бытом был принят юбиляром восторженно. В 1970 году они вновь встретились в Доме творчества на Сенеже, где Николай Михайлович Чернышев работал над образом художника Древней Руси Алимпия Печерского. Колоритная фигура Сергея Тимофеевича - обладателя выразительных рук - привлекла его внимание, и после нескольких натурных этюдов на его картине руки древнего иконописца «ожили», наделив образ поразительной жизненной силой.
В окружении коненковских шедевров живописные и графические произведения Полины Чернышевой раскрылись новыми гранями. В своих лучших работах она приблизилась к лиризму и декоративности произведений великого скульптора, что свидетельствует о едином понимании художественных задач, решение которых связано с воплощением радости и красоты жизни.
Николай Михайлович был убежден, что, если у детей проявляется умение остро видеть окружающий мир и желание передать свои впечатления в рисунке, они непременно должны стать художниками. Заметив эти специфические качества одаренности у старшей дочери Полины, он весь свой незаурядный талант педагога много лет преподававшего в крупнейших художественных вузах страны, направил на их развитие. Большое влияние на становление будущей художницы оказала и окружавшая ее с детства творческая атмосфера. Многие годы Чернышевы поддерживали дружеские отношения с известными мастерами изобразительного искусства: живописцами С.В.Герасимовым, И.Э.Грабарем, Л.Ф.Жегиным, П.В.Кузнецовым, А.А.Пластовым, графиком В.А. Фаворским, скульпторами А.Т.Матвеевым и С.А.Лебедевой. При встрече с ними в мастерской Николая Михайловича иди в его доме, где гостей радушно встречала жена и незаменимая помощница художника Антонина Александровна, Полина с интересом прислушивалась к разговорам мэтров об искусстве. Так, благодаря природной талантливости и благоприятным жизненным обстоятельствам девочка быстро постигала азы изобразительной грамоты и рано определилась в своих художественных пристрастиях, которым осталась верна и сегодня. Позже, когда дорогого ей человека не стало, Полина Николаевна с благодарностью писала: «Почитаю счастьем и благом жизни то, что моим отцом был Николай Михайлович Чернышев - прекрасный художник и человек благородной и тонкой души, своим творчеством и жизнью учивший больше всего на свете любить Родину, искусство, мать».
В экспозицию вошли работы разных лет и жанров, отразивших любовь художницы к русской природе, к маленьким провинциальным городкам, к детям. Тема отрочества и связанного с ней вечного обновления жизни стала для нее главной. Вслед за отцом, создавшим поэтичные образы девочек-подростков, она продолжает пристально и с большой любовью изучать этот важный период в жизни каждого человека. Несомненно, она опирается на творчество Николая Михайловича Чернышева, но это не прямое заимствование, а скорее продолжение его поисков убедительной художественной формы, признанной символизировать чистоту и красоту юности. Большинство работ на эту тему выполнено в технике монотипии, позволяющей свободно непринужденно импровизировать, каждый раз находя новые средства выражения для создания поэтичных и поистине светоносных композиций. В монотипии автору удалось выработать индивидуальную манеру исполнения, основанную на использовании неярких цветов, светлых теплых оттенков, обобщенного рисунка. Свойственный Чернышеву и унаследованный от него дочерью художественный вкус помогает ей найти нужную меру условности и декоративности. Многие картины-пейзажи Полина Чернышева также одушевляет хрупкими девичьими фигурками, достигая непосредственности и лиризма изображения. В этих работах поражает общность оптимистичного мировосприятия двух художников - отца и дочери, но в отличие от творчества Николая Михайловича, отдавшего дань полному тревог и лишений времени, в котором ему суждено было жить, искусство Полины Николаевны более радостно по восприятию.
Много времени художница уделяет работе с натуры. Небольшая экспозиционная площадь не позволила показать оставшиеся в мастерской акварели и гуаши, запечатлевшие разнообразные уголки русской провинции, а также наброски людей и животных. Они отражает лирический строй и темперамент Полины Чернышевой, фактически продолжают ту линию развития графики, в которой рисунок наделен самостоятельной художественной ценностью.
Полина Николаевна многие годы всю свою неукротимую энергию и завидный темперамент отдавала изучению истории создания уникального творческого объединения «Маковец», возникшего на основе издаваемых ее дядей и отцом, братьями Николаем Михайловичем и Алексеем Михайловичем Чернышевыми, журналов «Млечный путь» и «Маковец». Воскрешение многих забытых мастеров объединения «Маковец» произошло благодаря подвижнической деятельности таких людей, как Полина Николаевна, которая выступила в роли подлинной хранительницы духовных, художественных и семейных традиций.
В мастерской Чернышевой накоплен интереснейший материал творческих поездок, которые она совершала регулярно после окончания Московского полиграфического института. В Москву она привозила рисунки, акварели, гуаши, которые стали художественно-документальной хроникой ее жизни. Знакомые с детства живописные места Ферапонтова, Изборска, Пскова, Переславля-Залесского, Нового Иерусалима, где часто бывала семья Чернышевых, заново оживали в ее работах. Этапной стала поездка в Тарусу, куда Полина Николаевна впоследствии неоднократно возвращалась. Свои впечатления она передала в многочисленных поэтичных произведениях, воссоздающих колорит этого старинного города с его неторопливыми обитателями и живописными окрестностями.
Особое место в творчестве художницы занимает анималистический жанр. Рисовать зверей она начала давно и столь успешно, что один из крупнейших анималистов ХХ века В.А.Ватагин, посмотрев ее работы из серии «Московский зоопарк», не задумываясь, дал ей рекомендацию для поступления в графическую секцию Московского союза художников. Особой точности и убедительности в передаче повадок животных она добилась в акварелях «Лось», «Бизоны», «Антилопа Гну», «Павлины».
Зачастую образы Полины Чернышевой созданы только по воображению. Так, на протяжении многих лет разрабатывая балетную тему, она скорее опирается на свое видение пластики танца, чем на натуру, как это делали крупнейшие русские и западноевропейские мастера Дега, Серов, Бакст, Серебрякова. Тем не менее, рожденные в тишине мастерской работы, с изображением парящих в воздухе грациозных фигурок балерин, не остались не замеченными на выставках в Центральном доме работников искусств в Москве и «Русский балет» в Нью-Йорке, проходивших в 2002 году.
Для многих знатоков и любителей изобразительного искусства выставка работ Полины Николаевны Чернышевой стала открытием, так как они знали ее, прежде всего, как неутомимого популяризатора творчества отца и художников объединения «Маковец». Между тем, придя в искусство в конце 1950 годов, она талантливо проявила себя в станковой и журнальной графике, в живописи и скульптуре, с самого начала следуя традициям московской школы живописи, с ее лиризмом и культурой цвета. И сегодня Полина Николаевна осталась верна своим пластическим истокам, демонстрируя тем самым истинную свободу творчества.
Я пишу и люблю (Художник Юрий Попков)
Этот эпиграф к пресс-релизу своей персональной выставки художник Полина Чернышева выбрала не случайно. Ведь она родилась в атмосфере высокой духовности, где Храм искусства и любви к творчеству почитались истинными ценностями. Николай Михайлович Чернышев — прекрасный художник и человек благородной, тонкой души, своим творчеством и жизнью учивший больше всего любить Родину, искусство, мать, в училище Живописи Ваяния и Зодчества впитывал основы художества у великолепных мастеров живописи — В. Серова и К. Коровина. Полина Николаевна часто вспоминает слова сказанные отцу К. Коровиным: «Главное в жизни — Вера, Надежда, Любовь, а деньги — это тлен и прах». Она почитает счастьем и благом жизни то, что ее отцом был Николай Михайлович Чернышев. С детства Полина помнит, как в их дом приходили поэты, писатели, художники: В. Вересаев, В. Фаворский, И. Грабарь, С. Герасимов, П. Кузнецов, Л. Жегин, А. Матвеев и авиаконструктор О.К. Антонов, который остался для Полины примером высокого непреклонного служения долгу. Николай Михайлович вместе со своим братом Алексеем Михайловичем Чернышевым основал в 1922 году литературно-художественный журнал «М'аковец», в котором принимали участие П. Флоренский, В. Чекрыгин, В. Хлебников, Б. Пастернак, В. Фаворский, К. Зефиров, С. Романович, Л. Жегин, С. Герасимов, М. Добров.
Первым учителем, безусловно, был отец, прививший любовь к древнерусской живописи и к таким художникам как Андрей Рублев, Дионисий, Александр Иванов, Н.Ге. Он считал, что дети художников должны быть художниками. Ведь они растут в особом мире. Он часто повторял: «талант — это труд» и заставлял рисовать каждый день. Так все три дочери и внуки стали художниками.
Выставка Полины Чернышевой, открывшаяся в музее Сергея Коненкова, для многих стала откровением. Художественная общественность давно знает Полину Николаевну, как неутомимого подвижника в организации вечеров и выставок, посвященных своему отцу и журналу «Маковец». Удивительным образом ее работы, не нарушая общей экспозиции мастерской, вписались в интерьер музея Сергея Коненкова.
Оставаясь в тени отца и продолжая его пластический наработки, П. Чернышева внесла в стилистику своих работ чувственность и тайну, присущие женскому взгляду. Монотипии «Купальщицы» (1995 г.), «Девочка с голубем» (1980 г.) очень характерны в этом отношении. Потрясающая монотипия «Купальщицы» не отпускает, заставляет погрузиться в глубину девственной чистоты. Мягкое касание колорита придает работе трепетность, воздушность и легкое дыхание летнего ветра. Грубой строгостью академического рисунка такого эффекта не достичь. Невольно сравниваешь хрупких, изящных девочек в композициях Николая Михайловича с купальщицами Полины.
Выставка именно в этом выставочном пространстве не случайна. Судьба подарила П. Чернышевой незабываемые встречи с Анастасией Цветаевой и Сергеем Коненковым, оставившим неизгладимый след в ее жизни. В память об Анастасии Цветаевой Полина вылепила скульптурный портрет, который, находится в музее Марины Цветаевой. Впервые с Сергеем Тимофеевичем Коненковым она встретилась на 90-летии мастера. Свидетельство этому факту истории — фотографии, представленные в витринах. На открытии своей персональной выставки Полина Николаевна больше говорила о других. Ее страсти, кажется, нет предела. Много хочется успеть сделать человеку, движимому любовью и верой.
Полина Чернышева окончила Московский Полиграфический институт в 1956 году по специальности — художник печати (мастерская А. Гончарова, В. Чекмазова, А. Горощенко). Сотрудничала в издательстве «Молодая Гвардия», в журналах: «Вокруг Света», «Юный натуралист», «Веселые картинки» и других. В журнале «Вокруг Света» познакомилась с В.С. Чернецовым — замечательным человеком и прекрасным художником, которого считает также своим учителем. Эти встречи вошли в ее публикации об этих людях.
В 1965 году стала членом Союза журналистов СССР. В 1967 вступила в члены Московского отделения Союза художников СССР. Рекомендацию на вступление в МОСХ дал Василий Алексеевич Ватагин. Скульптору В. Ватагину и А. Пластову нравились ее рисунки зверей.
Часто ездила с творческими группами художников в Тарусу и другие города. Много работала акварелью, рисовала. В Тарусе художники часто собирались вечерами в большом зале и делали наброски друг с друга. В группе были замечательные художники: В. Мельников, Т. Шевченко, Н. Нестерова, Р. Барто, В. Почиталов, Н. Петровичева, В. Шереметьев, В. Дувидов и О. Толстой.
Художник любит рисовать животных, любит лепить, но в основном ее страстью остаются натюрморты, пейзажи, композиции. Одними из программных произведений П. Чернышевой являются работы из серий: «Земля моего детства», «Литературные места Москвы», монотипии на тему балета, которые демонстрировались на выставке в США.
Графические и живописные произведения: «Лестница в Гурзуфе» (1982 г), «Антилопа гну» (1960 г.), «Вечереет» (1973 г.), «Купание» (1961 г.), «Уснула» (1976 г.) и многие другие с многочисленных московских, республиканских и международных выставок постепенно переходят на постоянное место жительства в музеи, галереи и частные коллекции.
Хочется Полине Николаевне Чернышевой пожелать удачи в ее благодатной деятельности.
Полина Чернышёва: художник-просветитель и хранитель памяти
Полина Николаевна Чернышёва, старшая дочь известного отечественного мастера монументальной живописи, станковиста, педагога и теоретика искусства Николая Михайловича Чернышёва, стала художником не только по призванию, но и «по наследству». Ее отец считал, что дети художников должны быть художниками. Многие его заветы, и, в первую очередь, трудолюбие, бескорыстие, благородную преданность своему делу, Полина Чернышёва продолжает самоотверженно хранить и культивировать и поныне, порой весьма резко отстаивая эти не слишком популярные в наше циничное и суетное время принципы.
Выпускница Московского полиграфического института, ученица А. Гончарова, В. Чекмазова, А. Горощенко, Полина Николаевна всячески подчеркивает приверженность в собственном искусстве пластическим мотивам и образам своего отца, утверждая живописными и графическими средствами тему хрупкой и грациозной юности, радостного материнства, светлого, искреннего и возвышенного в своей простоте ощущения мира. Ее работы из серий «Земля моего детства», «Литературные места Москвы», живые и артистичные рисунки зверей, крымские и тарусские солнечные пейзажи, бережно и поэтично исполненные натюрморты неоднократно вызывали заслуженное одобрение таких художников, как А. Пластов, В. Ватагин, С. Герасимов, П. Кузнецов, А. Матвеев и других.
На протяжении уже более чем пятидесятилетней творческой деятельности Полина Чернышёва была постоянным участником московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, последняя из которых, наиболее полная и расширенная, проходила в марте-апреле 2012 года в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Конёнкова и была приурочена к 80-летию со дня рождения П.Н. Чернышёвой. Однако, наряду с работой художника она, начиная где-то с 1970-х годов, увлеченно занимается в полном смысле слова просветительской деятельностью, периодически публикуя на страницах газет и журналов различные материалы художественно-архивного, биографического и мемуарного характера, регулярно выступает на радио и по телевидению. Так, например, в 1994 году на радио «Россия», а в 2007 на радиостанции «София» Полина Чернышёва интересно и содержательно рассказывала об объединении художников и литераторов 1920-х годов «Маковец», сначала выставка, а затем круглый стол и вечер памяти которого проходили в Третьяковской галерее. В 2005 году на том же радио «Россия» звучала подготовленная П.Н. Чернышёвой запись о своем отце в связи со 120-летием со дня его рождения, аналогичная телепередача была сделана сравнительно недавно.
Безусловно, подавляющая масса печатных материалов и устных выступлений Полины Чернышёвой посвящена отцу, который нежданно обрел в лице старшей дочери, если вспомнить слова Марины Цветаевой, «своего поэта» , неутомимо воскрешающего его многогранную личность в нашей культурной памяти уже без малого сорок лет. Здесь можно прежде всего отметить ряд каталогов творчества Н.М. Чернышёва, в числе которых выделяется издание к 90-летию со дня рождения , подготовленное не без помощи П.Н. Чернышёвой, а также каталог выставки произведений мастера 1990 года, дополненный его автобиографическими заметками, дневниковыми записями разных лет и размышлениями об искусстве . В последнем случае Полина Чернышёва выступила в роли одного из составителей и, думается, что и вдохновителей издания.
В конце 2000-х–начале 2010-х П.Н. Чернышёва оказывается автором весомых биографически-аналитических статей о творческом становлении и развитии своего отца, опубликованных в солидных журналах по искусству таких, как «Третьяковская галерея» и «Русское искусство» . В этих текстах увлекательно рассказывается об учебе Николая Михайловича в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, о теплых отношениях с В.А.Серовым и К.А. Коровиным (с последним он дружески общался и в дальнейшем), подчеркивается тесная связь художника с литературно-художественными журналами «Млечный путь» и «Маковец», ставшими, по верному мнению Полины Николаевны, важным «этапом становления Чернышёва как живописца и писателя» . Именно под воздействием духовно-нравственных и культурно-синтетических устремлений «Маковца» сформировалась, как подчеркивает автор статьи, «ведущая тема произведений Чернышёва» , связанная с целомудренно-восторженным изображением подвижных и грациозных девочек-подростков, словно олицетворяющих собой робкое и нежное пробуждение весенней природы. Счастливым воплощением такого эстетического идеала стала многолетняя муза и жена художника Антонина Александровна, подарившая ему троих дочерей. О трогательных отношениях своих родителей на протяжении всей их долгой совместной жизни П. Чернышёва повествует с глубоким волнением и тонким пиететом.
Безусловно, творческая личность Николая Михайловича не мыслима вне его страстного увлечения древнерусским искусством. Зародившееся еще во время учебы в МУЖВЗ, оно также не без влияния «Маковца» окрепло в 1920-е годы, когда Н.М. Чернышёв возглавлял мастерскую монументальной живописи во Вхутемасе, а затем преподавал эту дисциплину уже в Суриковском институте еще в течение двадцати лет, воспитав на этом поприще таких достойных учеников, как Андрей Мыльников, Дмитрий Мочальский, Дмитрий Жилинский, Олег Павлов и др. Обо всем этом, а также об итоговом и значимом для мастера творческом обращении к теме живописи Древней Руси обоснованно пишет П.Н. Чернышёва, когда рассказывает о последнем крупном цикле работ отца, посвященном Алимпию Печёрскому, Андрею Рублеву, Даниилу Чёрному и Дионисию .
Однако благодарная и отзывчивая память Полины Чернышёвой сфокусирована не только на отцовской личности объективно большого художника, но повествует и радеет о многих живописных, скульптурных и литературных талантах, с кем ей довелось пересечься на жизненном пути. В их числе следует назвать А.Т. Матвеева, его жену З.Я. Матвееву-Мостову, С.Т. Конёнкова, В.С. Чернецова, которого П.Н. Чернышёва считает своим вторым после отца учителем, и многих других. Так в 1979 году в газете «Московский художник» были опубликованы небольшие по объему, но очень богатые по свежести и теплоте воспоминания о нескольких встречах с Александром Терентьевичем Матвеевым, к которому в семье Чернышёвых всегда относились с большой любовью. В памяти Полины Николаевны один из лучших русских скульпторов ХХ века остался честным, требовательным и крайне немногословным человеком, который если и говорил, то «только об искусстве» . В ходе общения с ним ей особенно запомнились такие ключевые для каждого настоящего художника слова: «Натуру надо не изменять, а осмысливать. Живой образ вечно привлекателен и неповторим» .
После смерти Матвеева П.Н. Чернышёва тесно сошлась с его женой, живописцем и графиком Зоей Яковлевной Матвеевой-Мостовой, с которой в течение ряда лет часто встречалась, выезжала вместе с ней на пленэр в Тарусу и ее окрестности. О ней Полина Николаевна также оставила добрые и задушевные воспоминания, проникнутые сильным уважением и благодарностью к этому хорошему, но скромному и невероятно требовательному к себе художнику. По мнению автора воспоминаний, «она была из тех людей, кто тонко понимал искусство, ценил настоящую дружбу, главное, искренность. Не любила людей необязательных» . Именно подобные качества и установки крайне чутко улавливала и прочно усваивала Полина Чернышёва с тем, чтобы, в свою очередь, уже самой прививать их молодым друзьям и коллегам.
Достойной вехой в ряду коротких, но ярких воспоминаний П.Н. Чернышёвой стала публикация ее впечатлений от встреч с С.Т. Конёнковым, послужившим, кстати, натурщиком для картины Н.М. Чернышёва «Алимпий Печёрский», где акцент был сделан на выразительные руки мастера. Впервые познакомившись со скульптором в день его девяностолетия, Полина Чернышёва преподнесла ему забавный «лесной» подарок, включавший в себя шишки, ветки, грибы, землянику и даже сохранившееся на ветке пустое гнездо. Уже тогда она обратила внимание на исключительное жизнелюбие Коненкова, его «горящие пронизывающие собеседника глаза» . В дальнейшем эти впечатления многократно усилились и закрепились. Так что свои воспоминания о нем П. Чернышёва завершила следующим образом: «Ему было все интересно. Однажды он сказал, что ему хочется жить долго, долго… Я подумала тогда, что так и будет. Потому что искусство вечно» .
Знакомство и общение с Матвеевым, Конёнковым и другими скульпторами непосредственно повлияло на творческие интересы и самой Полины Николаевны, которая в течение ряда лет увлеченно занималась лепкой и мелкой пластикой, а в результате незабываемых встреч с Анастасией Ивановной Цветаевой, оставивших в жизни художницы неизгладимый след, сделала ее небольшой скульптурный портрет, который в настоящее время находится в Музее М.И. Цветаевой в Москве.
В итоге хочется отметить, что о ком бы или о чем бы ни писала и ни рассказывала П.Н. Чернышёва – о своем ли отце и о «Маковце», или о родном дяде Алексее Михайловиче Чернышёве и его журнале «Млечный путь» , о других более или менее известных художниках и литераторах – она неизменно делала и делает это с полной и бескорыстной отдачей ума, памяти, души и сердца. Ведь не зря говорится, что пока нас любят – мы молоды, а пока нас помнят – мы живы. Вот эту живую связь поколений и времен, преемственность творческих исканий, открытий и свершений неизменно на протяжении многих лет непреклонно пытается сохранить Полина Николаевна Чернышёва.
15.07.2013.
Елена Грибоносова-Гребнева,
кандидат искусствоведения
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2014-09-13 (7765 Прочтено) [ Назад ] |
|
|