Чепцов
Ефим Михайлович родился 27 Декабря (по старому стилю) 1874 года в селе Медвенке Курской губернии. Отец его был маляром и иконописцем. Мальчик рано начал помогать ему, тогда и проявились у него незаурядные способности к рисованию. Отец определил сына на учебу в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.
Двадцатилетний Е. Чепцов отправился "на заработки" в Петербург. Работал художником в журналах, позже поступил в мастерскую, одним из основателей которой был И.Е. Репин. В 1903 году Чепцов совершает первую поездку за границу, принимает участие в росписи храма во Флоренции.
С 1905 по 1911 год Е.М. Чепцов учится в Академии художеств. Сильное влияние на формирование его взглядов и мастерства оказали преподававшие в Академии замечательные художники И.Е. Репин, В.Е. Маковский.
В 1911 коду за картину "У доктора" Е.М. Чепцов получал звание художника и право на заграничную кокандировку. Он посещает художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселяется на острове Капри. Здесь художник познакомился с A.M. Горьким. Ряд своих работ Чепцов посвятил Италии.
Возвратясь в Россию, Е.М. Чепцов зимой живет в Петрограде, а на лето приезжает на Родину, в Медвенку. Здесь он делает многочисленные зарисовки, этюды. Художник хорошо запомнил напутствие великого Репина: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию".
В Медвенке Чепцов встретил весть о революции, здесь он жил и работал в первые годы Советской власти.
В 1922 году Е.М. Чепцов уезжает на постоянное жительство в Ленинград, где вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Но и позже Чепцов часто приезжал в родные места, подолгу жил в Медвенке. Родная курская земля служила ему источником новых впечатлений, обогащала новыми темами.
Созданные Е.М. Чепцовым в 1924-1926 годах картины "Заседание сельской ячейки", "Переподготовка учителей", "Проведение дня кооперации в деревне" явились одними из первых произведений советской живописи о послереволюционной деревне.
Отмечая достоинства картины Е.М. Чепцова "Заседание сельской ячейки", глубокое раскрытие характеров, изображенных на ней новых людей деревни, сельских коммунистов, А.В. Луначарский писал. "Стоя перед этой картиной, невольно говоришь себе: вот те, кто более всего способствовал победе революции! И невольно проникаешься любовью к этим людям, как после прочтения книг Фурманова".
И позднее Чепцов писал произведения на темы сельской жизни. Во многих своих картинах ("Уборка урожая", "Прополка свеклы") он стремился передать радость мирного труда, новь колхозного села.
Ефим Михайлович был великолепным портретистом и мастером пейзажа. На его полотнах ярко отображена своеобразная красота природы родного и бесконечно дорогого ему курского края.
Широко известны картины Е.М. Чепцова, посвященные Великой Отечественной войне: "Последние известия с фронта", "Среди родных". В них художник запечатлел суровую героику той грозной поры, мужество героев фронта и тружеников тыла, ковавших победу над коварным и сильным врагом. Говоря об этих героях, Ефим Михайлович подчеркивал, что при создании их стремился "к большой простоте и углубленности в разработке темы".
Ефим Михайлович вел большую преподавательскую работу. Многие его ученики стали известными художниками.
В 1946 году Е.М. Чепцову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Многие работы Е.М. Чепцова, созданные им в различные периоды творчества, экспонируются в Курской областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. На курской земле живут люди, послужившие прототипами героев многих произведений замечательного мастера.
Художник продолжал трудиться до последних дней своей жизни. Умер Е.М. Чепцов в 1950 году.
М. Шехирев
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Чепцов Ефим Михайлович (1874), сын крестьянина-живописца, у которого первоначально и учился. Затем поступил в Киевскую художественную школу.
В 1911 г. окончил Академию художеств и получил заграничную командировку.
Начал участвовать на выставках с 1905 г. на „Весенней" и у Передвижников.
Состоял в АХР со дня основания Ассоциации.
Участник ряда крупнейших выставок советского искусства. Принимал участие на выставках к пятилетию и десятилетиюРККА.
Работы имеются в центральных художественных музеях.
(Работа: «Ансамбль красноармейской песни». Масло.)
|
творчество:
Соседки (Остров Капри). 1913. Х.М. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
|
Слушают. 1915. Х.М. 169x218
|
Село Медведково. 1917. Х.М. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
|
Заседание сельячейки. 1924. Х.М. 59x77. ГТГ
|
Проведение Дня кооперации в деревне. 1926. Х.М.
|
Переподготовка учителей. 1926. Х.М.
|
Среди родных. 1945. Х.М. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки
|
Фотографии:
На выставке "XV лет РККА". 1933. Сл.напр.: С. М. Спирин, И.Г. Дроздов, М.Б. Греков, И.Ф. Колесников, Г.Н. Горелов, В.А. Зверев, В.Н. Яковлев, Е.М. Чепцов, М.И. Авилов, В.А. Кузнецов, И.А. Владимиров, Н.И. Дормидонтов, С.А. Павлов.
|
Ефим Михайлович Чепцов
|
Выставки:
1918 г. Ленинград: ВТОРАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЩЕСТВА ИМ. А. И. КУИНДЖИ
1923 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН ПЕТРОГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ. 1919—1923
1923 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ» 1918—1923
1924 г. Москва: VI ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1926 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЩЕСТВА ИМ. А. И. КУИНДЖИ
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
1928 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЩЕСТВА им. А. И. КУИНДЖИ
1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)
1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
1930 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА «РАБОЧИЙ И КРЕСТЬЯНИН В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ»
1930 г. Ленинград: 1-я ОБЩЕГОРОДСКАЯ ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
1931 г. Москва: ВЫСТАВКА «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
1933 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ ЦЧО ЗА 16 ЛЕТ» ПЕРВАЯ ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧЕРНОЗЕМНОЙ ОБЛАСТИ
1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
1934 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА
1934 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ НА ТРАНСПОРТЕ»
1934 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
1935 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1935 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН, ИСПОЛНЕННЫХ ПО ЗАКАЗАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ
1935 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1935 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
1936 г. Ленинград: «ПАМЯТИ С. М. КИРОВА» ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ ЛЕНИЗО
1937 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН, ПОСВЯЩЕННЫХ КРАСНОЙ АРМИИ
1938 г. Казахская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Ленинград: ВЫСТАВКА «20 ЛЕТ РККА И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ И МАССОВОЙ КАРТИНЕ»
1938 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XX ЛЕТ РККА И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА»
1939 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА»
1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПО ГОРОДАМ ПОВОЛЖЬЯ
1940 г. Ленинград: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА СЕРПУХОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1948 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1949 ГОДА
1951 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1954 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1917 - 1956
1957 г. Москва: ВЫСТАВКА ЭСКИЗОВ, ЭТЮДОВ, РИСУНКОВ, ГРАФИКИ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫМ ТЕМАМ К 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1958 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ ВЛКСМ"
Литература:
ЕМЕЛЬЯНЦЕВА И.Е. Ефим Чепцов. - М.-Л.: Сов. художник, 1948. -18 с
КАЦ P.M. Е.М.Чепцов. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1965. - 11 с - (Курск. обл. картинная галерея)
РУССКОЕ советское искусство: (Живопись, скульптура, графика). -М.: Искусство, 1954. - См. указ. имен.
Е. М. ЧЕПЦОВ (воспоминания о И.Е. Репине)
Еще до поступления в Академию художеств некоторое время я занимался в Тенишевскай студии, которой руководил Репин. В силу ряда обстоятельств я посещал студию очень несистематично, и с Репиным мне пришлось встретиться один или два раза. Настоящее знакомство с ним состоялось позднее.
Окончив общие классы в Академии художеств, я перешел в индивидуальную мастерскую В.Е.Маковского. Репина уже не было в Академии. В мастерской составилась группа дружных учеников, страстно любивших свое дело. Руководство Маковского было общего характера; он стремился к тому, чтобы ученики его были художниками, а не только учителями рисования в гимназиях.
За год до выступления на конкурс я написал женский портрет и рискнул поставить его вместе с двумя другими работами на жюри весенней выставки. Все три работы были приняты.
Через некоторое время после открытия выставки однажды в мастерскую приходит Владимир Егорович Маковский и с некоторым волнением говорит, что мой портрет на выставке очень понравился Репину.
К мнению Репина прислушивались не только ученики и молодые художники, но и такие крупные художники, как Маковский.
В скором времени я получил от Репина письмо, в котором он предлагал мне заказ - написать портрет царя. Кто-то его просил, чтобы он для этого дела порекомендовал молодого художника. В случае моего согласия он просил приехать к нему в «Пенаты» в одну из сред. Я с некоторой робостью отправился в Куоккала. Приезжаю в «Пенаты», ударяю в знаменитый «там-там». Просят войти.
Я приехал в «Пенаты» в разгар вегетарианского шумного обеда. За круглым вертящимся столом было много гостей - художников, писателей, артистов. Вспоминаю, что там был молодой Маяковский. Узнав, кто приехал, Репин быстро вышел из-за стола и так радушно меня принял, что я даже несколько растерялся.
После обеда Репин пригласил меня в свой кабинет переговорить о заказе.
- Где вы научились так работать?
Такой вопрос сбил меня с толку. Я пробормотал, что занимаюсь у Маковского.
Я был очень изумлен тем, что Репину мог так понравиться мой портрет. Ведь это была еще ученическая работа. Через некоторое время, когда я исполнил заказ, Репин пришел в мою мастерскую. Я показал ему несколько этюдов моей работы. Илья Ефимович оказался очень строгим критиком. Он похвалил только один этюд, который ему понравился, остальные раскритиковал.
Когда я был в Академии, мастерской Репина уже не было, но я познакомился с Репиным довольно близко. Преподавание его в основном сводилось к правильной передаче натуры. Репин не любил манерности, поэтому он недолюбливал Фешина. Собственно, у самого Репина, как ни у одного из художников, не было заученной манеры. Он зорко следил за правильностью рисунка у своих учеников. Знакомый мне художник рассказывал: «Будучи в мастерской, Репин подходит ко мне. Внимательно осматривает этюд, берет у меня уголь и в толщину угля добавляет ногу натурщику. Через некоторое время Репин опять в мастерской. Я ногу не трогал, но уголь, нанесенный Репиным, стерся. Репин внимательно осмотрел натурщика, рисунок, берет у меня уголь и точно на ту же длину прибавляет ногу натурщику».
Репин любил, когда ученик детально выписывал этюд (точно по натуре). Однажды в студии он смотрел этюд одного из учеников. Этюд был размашисто, виртуозно написан, но слаб по форме и рисунку. Репину этюд не понравился. Он сказал: «Это как если кто-нибудь сядет за рояль и, не зная простой гаммы, станет с темпераментом импровизировать».
Окончив Академию, я часто бывал у Репина в «Пенатах». Он интересовался моими работами. Меня всегда поражала его огромная любовь к искусству, какая-то неутомимость. Когда он бывал на весенней выставке, окруженный большой толпой художников и учеников Академии, он всегда внимательно рассматривал все работы. Иногда его заинтересовывал на наш взгляд какой-нибудь незначительный этюд, который после этого казался и нам интересным.
В то время в Петербурге была выставка французских художников, на которой экспонировались работы Сезанна, Дерена, Матисса. Вспоминаю мой разговор с Ильей Ефимовичем об этой выставке.
Он закипел, заволновался и с негодованием кричал: - Ведь привязать голову к плечам - это же трудно!
Я счастлив тем, что знал близко этого замечательного художника и обаятельного человека.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-07-17 (17231 Прочтено) [ Назад ] |