Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-120
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  
Публикации
Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем    

10.10.11. Ольга Стекольщикова  
ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА ОРЛОВА

Ольга Стекольщикова

В светлый праздник Святой Троицы, так трогательно украшаемый в olgaStek.jpgРоссии юной березовой зеленью, исполнилась моя давнишняя мечта – я оказалась под сенью знаменитых абрамцевских берез, красивейшее сочетание которых с вековыми подмосковными елями создает неповторимый и, в то же время, узнаваемый с первого взгляда образ, однажды увиденный, по-своему стилизованный и воплощенный во многих картинах М.В. Нестеровым. В Абрамцеве, этом удивительном месте, не покидает ощущение оживших и ставших частью современной жизни живописных пейзажей, созданных лучшими русскими художниками более века назад. Вот совсем как на картине А.А. Рылова тяжелая, мохнатая еловая лапа качнулась то ли от легчайшего прыжка белки, то ли от мимолетного дуновения июньского ветерка. Кажется, что темные воды абрамцевских прудов до сих пор хранят отражение Васнецовской Аленушки или изысканных красавиц Борисова-Мусатова. Душистое разнотравье залитых солнцем усадебных лужаек словно сошло с акварелей Е.Д.Поленовой. А на берегах абрамцевской речки Вори я почувствовала себя персонажем живописных полотен В.А. Серова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, С.Ю. Жуковского, И.Э. Грабаря, которые будучи однажды очарованными красотою этого места, отдали ему дань в своем творчестве.

   Именно здесь, на речном берегу, где к неизменному соседству елей и берез присоединяется трепетная листва осин и темные шишки-бусины ольхи, мне вспомнилось творчество еще одного художника, может быть не столь известного, но бесконечно преданного и Абрамцеву, и живописи, и всему русскому изобразительному искусству.

   Это Вера Александровна Орлова – скромный, но истинный художник, которая имеет полное право быть причисленной к живописцам, своим творчеством обогатившим и развившим русское изобразительное искусство. Годы жизни В. Орловой (1904-1993) почти совпадают с границами ХХ века, и этот наполненный множеством разнообразнейших событий период истории нашей Родины нашел свое отражение и в судьбе и в творчестве художника.

   Родилась В. Орлова на берегу Волги в Царицыне. Ее родители были дворянами, и девочка получила в семье и гимназии, которой руководила ее бабушка, соответствующее воспитание и образование с непременным изучением французского языка и обязательными занятиями музыкой. Удивительным образом В. Орлова сохранила и пронесла через все революции, войны и социальные перевороты ХХ века утонченность, благородство и изящество, присущие русскому дворянству. Эта изысканность стала неотъемлемой чертой и ее творчества, тяга к которому проснулась у В.О. в раннем творчестве. Рисование карандашами, позднее акварельными красками, собирание репродукций картин из иллюстрированных журналов стало первым прикосновением будущей художницы к миру искусства. С годами тяга к творчеству переросла в твердое желание учиться любимому делу в Москве, но открытие в 1916 году в Царицыне вечерних курсов рисования и живописи приблизили осуществление мечты о художественном образовании. Организатором и преподавателем курсов был строгановец Михаил Иванович Шутов – страстный энтузиаст изобразительного искусства и академической школы преподавания. Занятия рисунком по вечерам и живописью днем в воскресенье, приносившие неизменное удовольствие юной В. Орловой, были внезапно прерваны грозными событиями революции и последовавшей за ней гражданской войной.

   Царицын, имевший важное стратегическое значение, оказался в центре исторического переворота. Город неоднократно переходил из рук в руки: налеты анархических банд сменялись атаками белогвардейских войск Краснова, Деникина, Врангеля, вслед за ними в город входила армия Ворошилова, конница Буденного и обратно. Мирное население подвергалось артиллерийским обстрелам, бомбежкам авиации, погромам и пожарам. Пришедшие к власти большевики начали преследовать представителей дворянского сословия. На всю жизнь остался в памяти 15-летней В. Орловой приход в дом, незадолго до этого построенный ее дедом на берегу Волги, в котором она жила с матерью после смерти отца, вооруженных матросов, выгнавших все семейство на улицу и позволивших взять с собой лишь кровать. Приютила обездоленных людей их домработница, а спустя несколько дней пришлось хоронить деда, который не смог перенести подобного потрясения.

   В 1920 году в здании Царицынского городского театра был открыт Дом науки и искусства, в котором разместились музыкальные классы и художественные курсы с четырехлетним обучением. В. Орлова была в числе первых студентов. Учиться приходилось в очень трудных условиях. Помещение плохо отапливалось. Паек в 200 граммов черного хлеба со жмыхом казался роскошью. Но труднее всего было с художественными материалами – масляных красок не имели совсем, акварель была редкостью, а угли для рисования обжигали сами из веточек фруктовых деревьев на кострах за Волгой. Но необычайная любовь к искусству и страстная тяга к учебе помогали перенести все трудности. Созданию благоприятной обстановки на царицынских курсах способствовало наличие преподавателей, с большим увлечением занимающихся со студентами. М.И. Шутов читал лекции по истории искусства, которые сопровождал показом репродукций произведений великих русских художников, особенно представителей передвижничества. Рисунок и живопись преподавал Н.Н. Любимов – ученик Н.Ф. Петрова по Пензенскому художественному училищу и Д.Н. Кардовского в Академии художеств. Он был отличным рисовальщиком и поборником метода П.П. Чистякова в преподавании будущим художникам. Под его руководством учащиеся проходили серьезную школу профессиональной подготовки.

   В начале 20-х годов курсовые работы студентов Царицынских художественных курсов, посланные в Москву на общереспубликанскую выставку, были признаны одними из лучших, а В. Орлова получила премию в виде набора масляных красок «Виндзор». Нельзя было представить лучшего подарка, чем держать в руках знаменитые виндзоровские тюбики.

   Вскоре в Царицыне был организован филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), членом которой стала и В. Орлова. Другим важным событием для царицынских художников было проведение в их городе в 1925 году большой передвижной выставки картин московских живописцев. Непосредственное общение с произведениями искусства, возможность ощутить «дыхание» полотна, воочию увидеть красоту колорита, форм, фактуры стало важнейшим и необходимым этапом в изучении искусства и постижении сути его художественного языка. Многое из увиденного стало откровением для молодых царицынских художников, большинство их которых впервые вплотную соприкоснулись с настоящим искусством.

   Под воздействием этих впечатлений началась подготовка к первой выставке царицынского филиала АХРР, которая имела большой успех у зрителей и явилась заметным художественным событием в городе. Несколько лучших работ были рекомендованы на московскую выставку АХРР. Среди них оказались работы В. Орловой – «Беспризорные», «Извозчики» и рисунок цветным карандашом «Голова татарки», которые обнаружили бесспорное дарование живописца.

Участие в московской выставке АХРР, поездка в Москву, посещение Третьяковской галереи и других музеев, общение с видными московскими живописцами стало важным этапом в жизни В. Орловой. Она получила право называться профессиональным художником.

   Окончив в 1925 году Царицынский художественный техникум (так были переименованы бывшие рисовальные курсы), В. Орлова несколько лет занималась преподаванием рисования в школе-десятилетке. Свободные от работы часы художница целиком посвящала искусству, самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В те годы было создано множество рисунков и этюдов, посвященных Царицыну, его окрестностям, Волге. Радостными месяцами творческой работы оказалась для В. Орловой поездка в 1928 году с К. Финогеновым, известным царицынским художником, ставшим ее мужем, во Владимир и Суздаль, где были сделаны целые серии рисунков и этюдов этих древнерусских городов, показанные на второй местной ахрровской выставке 1928 года. Там же были представлены написанная маслом тематическая картина «7 ноября в саду Карла Маркса в Сталинграде» (1926) и небольшая по размерам композиция в интерьере «За работой» (1927), изыскано красивая, в первого взгляда словно переносящая зрителя в уютный и светлый мир русской дворянской усадьбы. Контраст этих двух работ уже тогда наглядно продемонстрировал истинное призвание В. Орловой как тонкого лиричного и романтического художника.

   В эти годы в Царицыне был организован художественный музей, в экспозицию которого попали приобретенные с выставки картины В. Орловой. К сожалению, вся коллекция музея погибла в огне Сталинградской битвы, и о «Беспризорных» и «Извозчиках» мы сейчас можем судить лишь по нескольким карандашным рисункам и акварельным эскизам.

   Внутренний рост художницы с каждым годом все настойчивее побуждал ее к осуществлению давней мечты об учебе в Москве или Ленинграде, и летом 1929 года В. Орлова и К. Финогенов поехали поступать в Академию художеств. Однако пребывание в Ленинграде оказалось непродолжительным. При подаче документов обнаружилось дворянское происхождение В. Орловой, и двери Академии оказались закрытыми для нее. К. Финогенов, как выходец из купеческого сословия, с трудом был принят на графический факультет.

   Подлинными университетами В. Орловой стали ленинградские музеи, особенно Эрмитаж и Русский музей. Зарабатывая на жизнь в мастерской по изготовлению муляжей для наглядных пособий, по воскресеньям В. Орлова с упоением погружалась в мир творчества великих русских живописцев и корифеев западноевропейского искусства. Все увиденное, изученное и пережитое в Эрмитаже и Русском музее самым благотворным образом сказалось на дальнейшем развитии В. Орловой как живописца и помогло ей при решении задач жанровой и портретной живописи.

   Вскоре у В. Орловой появилась возможность заниматься в художественной студии Василия Евмениевича Савинского. Живой носитель традиций П.П. Чистякова, он был непререкаемым авторитетом у учащихся. В.Е. Савинский добивался от учеников глубокого изучения натуры, строгого анализа формы, дисциплины рисунка и точной передачи природных цветовых отношений. Советы Савинского помогли в дальнейшей самостоятельной работе В. Орловой. То чего не доставало в обучении в Царицыне, Василий Евмениевич великолепно восполнил. Она увереннее стала строить рисунок, свободнее распоряжаться сложными ракурсами, пластичнее чувствовать анатомию человека. И остается только сожалеть, что в то время, не имея денег на покупку масляных красок, В. Орлова мало занималась живописью.

   Через год графический факультет Академии художеств, где учился К. Финогенов, перевели в Москву, и с 1930 года В. Орлова становится и уже навсегда жительницей города, о работе в котором она давно мечтала. С этого времени ее творческая деятельность тесно переплетается с выставочной работой московских художников.

В Москве художница вновь обратилась к преподавательской деятельности в школе ФЗУ. Имея опыт педагогической работы в Царицыне, она сравнительно легко справлялась с воспитанием учеников в области изобразительной грамоты. Но страстное желание работать творчески, найти свое место среди московских живописцев и, вместе с тем, решение насущных материальных задач привели В. Орлову в ИЗОГИЗ (Государственное издательство изобразительных искусств). Она сделала плакат, который был принят и напечатан, и в течение пяти лет художница вместе с К. Финогеновым стала постоянным автором изогизовских плакатов. Педагогическая деятельность была оставлена, и с 1932 года, когда В. Орлова стала членом недавно созданного Московского Союза советских художников, ее судьба и творческая жизнь оказались связанными с этой организацией.

Членство В. Орловой и К. Финогенова в Союзе художников помогло решить жилищную проблему. Молодые художники, кочевавшие из одной съемной комнаты в другую, получили маленькую квартиру в городке художников, который строился с начала 30-х годов на улице Верхняя Масловка с целью собрать вместе художественную элиту страны и предоставить ей комфортные условия для жизни и творчества. Одним из условий получения жилплощади в таком знаменитом месте, стал, помимо членства в Коммунистической партии К. Финогенова, отказ В. Орловой от получения личной мастерской. Да, и квартирка размещалась на первом этаже дома и была совсем маленькой, и, значит, не представляла интереса для корифеев советского изобразительного искусства, живших в городке. А соседями молодых художников были личности уникальные – Д.П. Штеренберг, В.Е. Татлин, Ю.И. Пименов, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, А.А. Пластов, М.Б. Греков, В.Н. Яковлев и вся элита советской художественной культуры.

   Истосковавшись по домашнему уюту, проявляя врожденный вкус, обустраивала В. Орлова свой дом, постепенно наполняя его красивыми предметами – усадебной мебелью 19 века, прекрасной живописью. И вопрос с мастерской был решен самым неожиданным образом. А.А. Пластов, с которыми В. Орлову и К. Финогенова связывали теплые дружеские отношения, большую часть времени работал в Прислонихе, а художница в его мастерской. Когда же сын А.А. Пластова приехал учиться в Москву, то некоторое время жил в семье К. Финогенова и В. Орловой.

   Налаживание быта способствовало активной творческой работе. В. Орлова принимает участие в больших общесоюзных и республиканских выставках. Имя художницы становится известным, чему способствует и издание репродукций и открыток ее работ, а также многочисленные отзывы о ее творчестве в журналах и газетах.

   Начало постоянной профессиональной деятельности художницы совпало с годами первой пятилетки. Вся идеологическая система страны Советов занималась в то время усиленной пропагандой коллективизации и индустриализации. Художники должны были принимать активное участие в борьбе за социалистические преобразования России. Первая половина 30-х годов – время многочисленных поездок мастеров искусства на новостройки, в места организации колхозов и совхозов. Идеологическое давление не помешало, однако, создать немало высокохудожественных произведений живописи и графики.

   В. Орлова не могла остаться в стороне от этого процесса. Тем более, в годы сталинских репрессий и чисток ее дворянское происхождение представляло постоянную угрозу, и надо было изо дня в день доказывать свою лояльность власти. Неоднократно подходила В. Орлова к созданию больших картин на индустриальную тему. Одной из первых стала «Кузница Сталинградского тракторного завода»(1931). На выборе конкретного места, несомненно, сказался патриотизм уроженки Царицына. Начав с многочисленных набросков и этюдов, В. Орлова продолжила работу на большом холсте с натуры прямо в цеху. Сюжет, сложный по обстановке и трудовым процессам, превратился в механическое описательство. Картина имела некоторое познавательное значение, но была далека от художественного совершенства. Нечто похожее произошло и со следующей работой на индустриальную тему – «Молодые мастера завода «Шарикоподшипник» (1937). Излишняя детализация при изображении интерьера завода, которой увлеклась В. Орлова, во многом заслонила собой главных действующих лиц. Отдавая дань популярной тогда теме, для выставки «15 лет РККА» художница написала картину «Военная собака на учебе» (1932). Работала она самоотверженно: долго ездила в собачий питомник в Кусково, где наблюдала собак и занятия с ними. И хотя художнице удалось верно схватить момент, когда красноармеец посылает собаку с донесение, и бег животного передан с большой силой экспрессии, картина получилась фактографична и иллюстративна.

   К концу 30-х годов в творчестве В. Орловой появляются мотивы, в которых она находит более гармоничное выражение своих самобытных художнических качеств. Становится очевидным, что в основе ее дарования лежит лирическое начало, что наиболее близкие ей темы – это молодежь, дети, добрые человеческие чувства.

   В 1938 году была написана картина «Красная сестра милосердия», в которой художница достигает поэтического воплощения взятой темы. Сцена чтения медицинской сестрой газеты «Правда» у постели больного красноармейца согрета человеческой теплотой и очень лирична. В. Орлова много работала с натурой в поисках прототипов действующих лиц, в госпитале в Серебряническом переулки были написаны этюды интерьера. Картина получилась правдива, в ней нет лишних деталей, все подчинено главному – душевной близости изображенных людей, единству настроения. «Красная сестра милосердия» была приобретена для Центрального музея Советской Армии в Москве.

   Жанровая живопись неизменно привлекала В. Орлову. Вместе с тем ее всегда манил пейзаж, работа на природе, где она могла раскрыть весь свой внутренний мир без оглядки на официальную идеологию. И с лета 1937 года у нее появилась возможность пожить и поработать в Подмосковье на просторах полей, вблизи лесов и рек. Сняв комнату на окраине Звенигорода, она с головой ушла в пленэрную живопись. Созданные за это лето пейзажи были представлены на выставке 1938 года, посвященной 8-у Марта. Они выделялись свежестью чувств и исполнения. В них было много поэзии, а задушевность картины «Сумерки» восхитила старейшего мастера пейзажа Б.Н. Бакшеева, и он радостно приветствовал молодую художницу. Эта работа была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

   В последующие предвоенные годы В. Орлова проводила лето в подмосковных деревнях. С тех самых пор определилась и стала любимой еще одна творческая тематика – детская. Образы деревенских детей привлекали своей живостью и непосредственностью. Такими же они оставались и на этюдах художницы, всякий раз подкупая зрителя своей трогательностью, искренностью, радостью жизни.

   Великая Отечественная война изменила характер творческой работы В. Орловой. Страстное желание активно участвовать в борьбе с врагом, своим трудом помочь в деле мобилизации духовных сил народа, привело художницу в ИЗОГИЗ, где она делала оригиналы открыток для фронта и лубки на слова военных песен.

   Великая Отечественная война продемонстрировала не только мужество и героизм воинов Красной Армии, но и силу духа всего советского народа. В самые грозные годы в стране работали музеи и театры, открывались художественные выставки, непременной участницей которых была В. Орлова. Она не обращалась к чисто батальным сценам. Учитывая свойства своего дарования, художница с любовью брала сюжеты, раскрывающие помощь мирного населения Советской Армии, через образы семьи показывала охватившие страну патриотические чувства, вводила во внутренний мир переживаний советского человека, оказавшегося в тылу, но неразрывно связанного с делами и думами наших солдат.

   Большой человеческой теплотой наполнена картина В. Орловой «У колодца» (1942). Сюжет встречи двух солдат-конников с крестьянскими женщинами очень лиричен. Прекрасно передано состояние природы – светлый день самого начала осени с прозрачным воздухом и светом, окутывающим золотистые листья деревьев и фигуры людей вместе с лошадьми. Все полно умиротворяющей тишины, покоя и резко контрастирует со страшными событиями войны. Образы героев картины влекут своей естественностью, правдивостью изображения.

   Простота, человечность и подлинность психологического выражения характерны и для картины «В разведке» (1945), изображающей встречу в дремучем лесу конного разведчика с крестьянкой, собирающей грибы. Необыкновенно убедительно выглядит смешанный лес, полный сухих еловых сучьев, с зияющей темнотой в глубине.

   В 1944 году была написана картина «Папины рассказы», которая находилась в собрании В.Е. Ворошилова и, к сожалению, сгорела во время пожара на его даче. При создании этой работы В. Орлова проявила себя как большой, вдумчивый мастер передачи психологии детского возраста. Образы двух девочек, завороженно слушающих рассказ о войне из уст раненого отца, удивительно трогательны и правдивы. Широко открытые глаза, сжатый рот, тесно прижатые к фигурке маленькие ручки, которыми дети словно пытаются закрыться от встающих в их сознании ужасов войны, убедительнее самых страшных батальных сцен заставляют ощутить бесчеловечность войны.

   В эти суровые годы В. Орлова разделила тяжкую судьбу миллионов советских женщин. В условиях голодной и замерзающей Москвы она растила дочь, родившуюся в начале 1941 года, и в непроходящей тревоге ждала с фронта мужа. К. Финогенов вместе с А.А. Пластовым, В.П. Ефановым, Г.Г. Ряжским, Г.К. Савицким в 1943 году был командирован на Сталинградский фронт, где происходило решающее сражение Второй мировой войны. От берегов Волги с передовыми частями дошел К. Финогенов до Берлина, создав за это время множество натурных рисунков и этюдов, ставших художественной летописью Великой Отечественной войны. Именно за серию военных рисунков «От Сталинграда до Берлина», на которых было и пленение фельдмаршала Паулюса, и партизаны Брянщины, и руины рейхстага, К. Финогенов получил свою первую Сталинскую премию. Материальная составляющая этой государственной награды дала возможность В. Орловой и К. Финогенову осуществить свою заветную мечту – построить дачу-мастерскую в Абрамцеве, в этом знаковом для каждого художника месте, самый воздух которого, казалось, был пропитан творчеством. Еще в предвоенные годы они снимали дачу в поселке художников Ново-Абрамцево, строительство которого началось в 1933 году по инициативе И.Э. Грабаря на высоком берегу реки Вори напротив усадьбы Абрамцево. К тому времени, когда у В. Орловой и К. Финогенова появилась возможность строить свою дачу, свободных мест в поселке почти не осталось, но желание обосноваться в Абрамцево было так велико, что решили строиться на краю крутого косогора. Место оказалось удивительно удачным из-за открывающейся сверху панорамы усадебного парка. Дом, построенный в послевоенных условиях отсутствия строительных материалов, получился небольшой, но благодаря утонченному вкусу его хозяйки очень уютный и красивый – с верандой, увитой диким виноградом, с балконом, который словно нависал над вековыми елями и белоствольными березами, с интерьерами комнат и мастерской, подкупающими своей изысканной простотой.

   В дачном поселке художников жили и работали выдающиеся мастера советской художественной культуры – Б.В. Иогансон, , В.Б. Перельман, И.Э. Грабарь, Д.А. Шмаринов, В.И. Мухина и многие другие. Ближайшим соседом В. Орловой и К. Финогенова был Е.А. Кацман.

   Уникальная художественная среда и дивная природа Абрамцева послужили неиссякаемым источником творчества В. Орловой. Пейзажи художницы, ставшие постоянной и неотъемлемой частью ее искусства, привлекают необыкновенной лиричностью и утонченной красотой. Незамысловатые цветы средней полосы России – васильки, ромашки, пионы, гвоздика, сирень, жасмин в натюрмортах В. Орловой превращаются в восхитительные букеты, такие живые, что кажется, будто чувствуешь аромат цветов, а прикосновение даст ощущение влажной прохлады их трепетных лепестков.

   Упоение абрамцевскими пейзажами не отвлекло, однако, В. Орлову от создания жанровых картин, более того, пленэрная живопись часто становилась необходимым художественным материалом при работе над ними.

   Жанровые картины В. Орловой послевоенного времени, впрочем, как и многих других художников, переполнены радостью наступившей мирной жизни, мечтами о счастливом будущем. Даже в названиях ее работ чувствовалось, что художницу волнует начавшееся обновление страны. «Повеяло весной» - картина с довольно типичным для тех лет сюжетом покупки девушками мимозы на площади перед Большим театром, удивительно точно передает ощущение времени, чувство счастья и пробуждения надежд. Таким же настроением наполнена и картина «Весна в Москве».

   В. Орлова по-прежнему создает мир детских образов, ставших ей бесконечно родными. В картинах «Утро», «Детство», «Купание» та же радость бытия, ликование и полная безмятежность прекрасной поры начала жизни человека.

   В 1947 году В. Орловой была написана большая многофигурная композиция «Возвращение», посвященная теме встречи народа со своими героями, возвращающимися домой после окончания войны. На фоне уютного деревенского пейзажа, усиливающего радостное настроение картины, изображен главный герой – молодой, здоровый, полный счастливого чувства солдат. Но с ним спорит второй герой полотна – малыш, которого приподняла на руках мать и передает его отцу. В образе этого ребенка художница воплотила наше будущее, новое поколение, которому предстоит расти на отвоеванной у врага земле. В этих трех фигурах заключен основной замысел автора, это – центр картины, написанный В. Орловой с особой привлекательностью. Но и все остальные персонажи – родственники, земляки и особенно дети изображены художницей с большим мастерством и любовью. Картина «Возвращение» была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

Искренними чувствами любви и материнской нежности наполнена картина В. Орловой «Елка в Горках» (1953-1954), главными героями которой стали дети, несмотря на присутствие в ней такой знаковой для советского изобразительного искусства фигуры как В.И. Ленин. Изображенная домашняя обстановка, лишенная какой-либо патетики, отличала эту небольшую по размерам работу от привычных огромных картин о вожде пролетариата. Не раз ездила художница в Горки Ленинские, внимательно писала этюды интерьера, где устраивались елки для детей. Но основной материал к картине В. Орлова собирала летом 1953 года в Абрамцеве. В небольшой дачной мастерской на втором этаже наряженная новогодняя елка стояла целое лето на радость юным натурщикам – детям из окрестных деревень, которые с интересом позировали художнице. В картине «Елка в Горках» изображена отлично скомпонованная группа из тринадцати детей, и ни одна фигурка не повторяет другую, у каждого свое лицо, своя улыбка, свое восприятие события. Как ни парадоксально, но главный герой картины В.И. Ленин оказался второстепенным персонажем по сравнению с детьми, которые привлекают внимание своей живостью, разнообразием обликов и характеров. В этой картине виден большой дар В. Орловой как психолога в раскрытии детских образов. Но кроме этого, при написании этой работы были талантливо решены сложнейшие творческие задачи изображения вечернего освещения и многочисленных рефрексов. Картина «Елка в Горках» была приобретена Министерством иностранных дел СССР.

   В 1960 году была написана картина «По родным просторам», где художница передала романтическое увлечение советской молодежи туристическими походами. Живописное изображение лесной опушки и группа пионеров, уютно расположившаяся у горящего костра, привлекают лирическим воплощением образов, поэтическим выражением сюжета.

   Искреннее чувство любви к изображаемому стало главной определяющей таланта В. Орловой, художественные способности которой проявились не только в живописи, но и в графике, не только в жанровых работах, но и в области пейзажа, натюрморта и, конечно, портрета, особенно женского. Ей всегда хотелось запечатлеть образы замечательных и скромных советских женщин с их непростыми судьбами и самоотверженным трудом.

   В военные годы был написан портрет девушки-фронтовички «Машенька». Темпераментное изображение женщины-воина выражает ее большое душевное напряжение и сознание патриотического долга. Очевидно и отношение художницы к своему персонажу, в котором сочетаются восхищение и сострадание одновременно.

Замечательными художественными и психологическими качествами отличается портрет С.В. Рянгиной, показанный на Всесоюзной выставке 1961 года. Советская художница, мастер широко известных картин изображена В. Орловой с большим портретным сходством, в выразительном колорите и с большой симпатией.

   Волнующее впечатление производят портреты матери художницы, особенно угольный с сангиной рисунок. Какой это глубокий жизненный образ, раскрывающий всю судьбу человека, сколько в нем искренней дочерней любви!

   В технике карандашного, угольного, сангинного рисунка, мастером которого В. Орлова зарекомендовала себя еще в Царицыне, сделаны и многочисленные портреты дочери, которая была прототипом целого ряда детских персонажей в жанровых картинах художницы. Портреты дочери очень лиричны и при всем сходстве с натурой могут рассматриваться и как обобщенные детские образы с характерными чертами возраста и психологии.

   В 1958 году В. Орлова написала масляный портрет дочери, изобразив ее на фоне абрамцевских берез. С большим мастерством и любовью был создан образ вдумчивой девушки, ставшей, как и мать, художницей.

   В. Орлова, талантливый самобытный художник, вместе с К. Финогеновым оказались основателями целой творческой династии. Их правнучка, студентка МГАХИ им. В.И. Сурикова, стала шестым по счету художником в семье и представляет сегодня четвертое поколение художников замечательной творческой династии.

   Вместе с ее представителями я и бродила теплым июньским днем по тенистым аллеям Абрамцева, по живописным берегам реки Вори. Заросшая изумрудной травой тропинка привела нас мимо дачи Е.А. Кацмана к дому В. Орловой и К. Финогенова, который удивительным образом сохранил свой первоначальный незамысловатый, но очень уютный облик, хотя живут в нем сейчас другие люди. Но все так же веранда выходит прямо в лес, так же нависает балкон над крутым склоном косогора. Все те же седые ели и белоствольные березы радуют глаз своей первозданной красотой. Неудивительно, что абрамцевский пейзаж был так дорог В. Орловой и стал любимым видом искусства.

   Абрамцевскими пейзажами и детскими портретами было представлено творчество В. Орловой в отделе советского искусства музея-усадьбы Абрамцево, открытого в 1971 году усилиями тогдашнего директора музея В.С. Манина, которого отличало не только глубокое знание искусства прошлого, но и невероятная тяга к современным художникам. Собрание советского искусства стало бесспорным свидетельством продолжения плодотворной творческой жизни в Абрамцеве, воплощением живой связи с его историей. В каталоге 1976 года «Советские художники в Абрамцеве» репродукция картины В. Орловой «Весенняя элегия. Абрамцево» стоит в одном ряду с изображениями работ таких мастеров советского изобразительного искусства как И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк, А.М. Герасимов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, М.В. Куприянов, В.И. Мухина. Не повторяя других художников, писавших природу Абрамцева, В. Орлова создала самобытные, очень лиричные, утонченно красивые образы этих мест. «В Аксаковских местах», «Осень у Аксаковского пруда», «Зима в Абрамцеве», «Весной», «Элегия» - даже названия работ В. Орловой невольно напоминают стихи русских поэтов, а эстетическое восприятие ее картин вызывает чувство глубокого умиротворяющего переживания, дает душевный отдых.

   Покидала я Абрамцево с ощущением прикосновения к чему-то очень светлому, уникальному, почти священному. Меня не оставляла мысль о том, что исчезновение мельчайшей травинки или незаметного цветка разрушит гармонию абрамцевской, да и всей русской природы. Но ведь точно так же исчезнет целостность мира русского изобразительного искусства, если не будет в нем имени Веры Александровны Орловой.

 

 

Ольга Стекольщикова

июнь-август 2011г.


Вернуться в раздел "Публикации"

® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.411 секунды