Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

Хроника красного платка. 1930-1934 гг.

В апреле 1930 Маяковский застрелился. В апреле же умер и Александр Головин - тот самый театральный художник, написавший портрет Мейерхольда в красной феске.

Мейерхольда убьют в 1940-м. И только двое из тех пяти доживут до глубокой старости...

В 1930 г. введено всеобщее начальное обучение. Неграмотные белоплаточницы своей несознательностью, как колорадские жуки, наносили вред молодой коммунистической поросли.

Н.Соколов. Маяковский и 
Мейерхольд
Н. Соколов. Маяковский и Мейерхольд


"Советская школа выкует лучших строителей жизни - городов, полей... Нам не надо митрофанушек и недоучек... Родители, не отрывайте от учебы детей!"



И.И. Громицкий.  1930
И.И. Громицкий. 1930



Наступление на белоплаточниц было развернуто по всем фронтам. Красные женщины с флагом в руках и под прикрытием винтовок своих красных мужчин фанатично собирали обычных тружениц в колонны советских ударниц.

Иорданский Б.В. 
1930
Иорданский Б.В. 1930

***

Для них, красных ударниц-передовичек, был создан особый праздник - Международный день работниц, чтобы пафосное чествование по всей стране затмило убогость их жизни. Для них строились ясли и приобретались трактора - чтобы роженица, сбросив грудничка в ясли, мчалась сломя голову выполнять и перевыполнять.

Кулагина В.Н.
Кулагина В.Н. 1930
Кулагина В.Н. 1931
Кулагина В.Н. 1931


Поднаторевший на большевстских лозунгах и агитках, выучивший назубок тезисы Ленина, красный платок потихоньку пошел во власть... Разумеется, по прямому партийному благословению. ЦК ВКП(б) даже принимает специальные постановления на этот счет: "О работе делегатских собраний", "Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок".

А.Г.Платунова. Делегатское собрание
А.Г.Платунова. Делегатское собрание. 1930-е

Воспитание социалистического сознания женщин-крестьянок взято партией на особый контроль. Женщины теперь всюду - в крестьянских комитетах общественной взаимопомощи, волостных исполнительных комитетах, сельских Советах и т.д.

Женщины организуют колхозы. Женщины становятся председателями, бригадирами и звеньевыми.

А.Пахомов. Портрет Прониной Пелагеи - премированной ударницы коммуны Красивая Меча
А.Пахомов. Портрет Прониной Пелагеи -
премированной ударницы
коммуны Красивая Меча. 1931
Г.Ряжский. Колхозница-бригадир. 
1932
Г.Ряжский. Колхозница-бригадир. 1932

Партия выявляла и поощряла ударниц - грамотами и заметками в газете. И женщина умножала социалистические достижения от всей души...

Вся страна была с восторгом вовлечена в коллективизацию и индустриализацию! И только пролетариат-алкоголик оказался катастрофически неспособным к умножению достижений. Мало того - он нагло трепал нервы ударницам и передовичкам после славного трудового дня, ставя под угрозу их завтрашние показатели.


И тогда


     сознательный красный мужик


          в красной кепке


                посягнул

                    на святое!..

Долбанем! 1930
1930

историческая справка


1930
  • В Москве был запрещен колокольный звон.
  • Митрополит Сергий в интервью советской печати заявил, что гонений на религию в СССР "никогда не было и нет" и что утверждения зарубежной печати о том, что советских граждан преследуют по религиозным мотивам, являются "сплошным вымыслом и клеветой".
  • В Чегемском и Эльбрусском районах Балкарии началось восстание под лозунгами "Долой коммунистов и колхозы!" и "Да здравствует свободная жизнь в свободной Балкарии". Почти все участники восстания были репрессированы в 1937-1938 годах.
1931
  • Было принято постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе", ознаменовавшее собой прекращение послереволюционных экспериментов в сфере образования. Вновь вводился единый стандарт обучения, а основной формой стал урок.



1930 год - год партийной установки на на проведение сплошной коллективизации и на ликвидацию кулачества как класса. Но и тут основное внимание партия сосредоточила на женщинах. Вернее, на воспитании социалистического сознания женщин-крестьянок.

Кораблева В.С. 1930
Кораблева В.С. 1930
Ворон 
М.А. 1931
Ворон М.А. 1931

Подготовка трактористок и комбайнерш шла полным ходом. Женщины-красноплаточницы показывали чудеса работоспобности. За отличную работу некоторым даже выдавали денежные премии. В газетах то и дело мелькали имена трактористок-ударниц... В деревнях строились и строились ясли - дети попадали туда чуть ли не в первый месяц жизни...

1930 г.
1930 г.


Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!

Женщины в красных платках так и не успеют покинуть комбайны и трактора (русское словесное ударение) - начнется Великая Отечественная война. И советские плакаты снова запестрят суровыми женскими лицами на фоне сельскохозяйственных штурвалов.






***
Но 30-е годы еще только начались! Успешно оторванные яслями от грудных детей сознательные красноплаточницы все еще были привязаны к к кухонному рабству - это им, кастрюлям, примусам и корытам, отдавали они драгоценное пролетарское время, создавая буржуазный уют. В то время как столовые и фабрики-кухни вкупе с клубами и спортплощадками для физкультурниц обещали пролетарским ударницам гармоничное женское счастье.

Шегаль Г. М., Долой кухонное рабство! 1931.
Шегаль Г. М., Долой кухонное рабство! 1931.
Бри-Бейн 
М.Ф. 1931
Бри-Бейн М.Ф. 1931


А в это время...

Встреча с детьми - всегда праздник. Как много членов Политбюро! Выбирай любого. Но пионерка в красном берете безошибочно чувствует свое место - только рядом со Сталиным...

В.Сварог. И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха им.Горького
В.Сварог. И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей
в Центральном парке культуры и отдыха им.Горького. 1931

историческая справка


1925
  • В Иваново-Вознесенске открылась первая механизированная фабрика-кухня, рассчитанная на изготовление 15 тыс. обедов в день.
1930
  • ЦИК и Совнарком утвердили "Примерный устав сельскохозяйственной артели". Он предусматривал обобществление земли, скота и производственного инвентаря членами артели. В личной собственности разрешалось оставить дом, приусадебный участок, одну корову, несколько голов мелкого скота и птицу.
  • Совнарком РСФСР утвердил положение об исправительно-трудовых лагерях, передававшихся в систему ГУЛАГ ОГПУ. К тому времени в лагерях находилось около 180 тыс. заключенных.
1931
  • На экраны вышел фильм "Путевка в жизнь".Актеры: Рина Зеленая, Николай Баталов, Михаил Жаров. Шедевр отечественного кинематографа рассказывал о перевоспитании беспризорников
  • В московских газетах появилось объявление: "Смотрите! Смотрите! Передает Москва! Ежедневно с 24 до 0.30 часов ночи с радиостанции МОСПС производится передача в эфир изображений (телевидение). Настраивайтесь на волну 379 метров! Смотрите! Передает Москва!" Первые телепередачи (неподвижных изображений) велись из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Передачи движущихся изображений были осуществлены в 1932 году, а через два года стал передаваться и звук. В 1940 году в продажу поступят советские электронные телевизоры "17-Т-1" - с маленьким экраном, но четким изображением..


Н.Чернышев. Молодая пионерка
Н.Чернышев. Молодая пионерка. 1930

Практически набоковская Лолита-красноплаточница - пионерка тридцатых.

Пионерская оранизация вот уже седьмой год носит имя вождя - Ленина (после его смерти в 1924 г.). Раньше она носила имя раба - Спартака.

***

Индустриализация - вот задача партии и народа! 1930 год - первая пятилетка в разгаре. Цель: в сжатые сроки превратить страну в ведущую индустриальную державу. От людей требуется героический труд. Все строится почти вручную. Работают в три смены. Но на картине Ю. Пименова этого, конечно, не увидать. Славные белоснежки в красных платках деловито снуют по молокозаводу. Особенно впечатляет та, что на переднем плане - судя по филейной части, не скажешь, что она отоваривается по карточкам. Мда. Впрочем, теперь оплата зависит исключительно от производительности. Да и кормить стали лучше - ради индустриализации.

Ю.Пименов. Молочная фабрика
Ю.Пименов. Молочная фабрика. 1930

Этим прекрасным советским труженицам осталось потерпеть недолго: уже через год, в январе 1931 года, откроется Торгсин (в январе же 1936-го и закроется) - предтеча валютной "Березки". Там будут продавать чудесные вещи иностранцам и гражданам, имеющим доступ к валюте, которую они и будут обменивать на продукты и ширпотреб. Но уже осенью там можно будет отовариваться и простым советским гражданам.

Кормить-то стали лучше, но и спрашивают теперь - не дай Бог. Начиная с этого года свободное передвижение рабочих запрещено. Введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины и халатность. Но женщина в красном платке нисколько этим не расстроена. Она усвоила: ее жизнь принадлежит партии и стране.

Nikolaj Schneider. Judgement of an absenceist, 
beginning of the 1930s
Nikolaj Schneider. Judgement of an absenceist, beginning of the 1930s

С 1931 г. рабочие несут ответственность за ущерб, нанесённый оборудованию. В 1932 г. введен принудительный перевод рабочих на другое предприятие. За кражу госимущества отныне положена смертная казнь. Но женщин в красных платках это нисколько не пугает - да им и в голову не приходит воровать госимущество! А за поломку оборудования она и сама все отдаст.

Georgi Rublyov. A factory Party meeting, 1932
Georgi Rublyov. A factory Party meeting, 1932

В 1932 году семидневная неделя отменена - ей на смену приходит сплошной счет: с первого по пятый день работаем, шестой - отдыхаем.

В конце 1932 г. объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Прогулов нет. Опозданий нет.

***
Наряду с индустриализацией огромными темпами движется еще один монстр - сельскохозяйственный. В 1929 году принято решение о принудительной коллективизации. Все шире образовываюся колхозы (собственность трудового коллектива) и совхозы (государственное имущество). Колхозники не имеют паспортов. Даже для выезда (не для переезда!) в город они должны получить разрешение сельской администрации.

З.Пичугин. Колхоз в работе
З.Пичугин. Колхоз в работе. 1930


Н. Михайлов. 1930
Н. Михайлов. 1930

Красная женщина с граблями похожа на Смерть с косой - видимо, это задумка художника: этакая идеологическая Смерть врагам.

***

Ширится численность ударников, зародившихся в первую пятилетку (1928-1932). "Ударник коммунистического труда" - это официальное звание, за которое давали значок и Почетную грамоту. Иногда деньги.


Н. Пинус. 1932
Н. Пинус. 1932

Портреты трактористок в красных платках по-прежнему востребованы советским искусством.

Советские люди не забывают крепить военную мощь! Девушке в красном платке по воле художника придана самая уязвимая поза - она стоит задом. Как ни странное, ей это к лицу.

В.Малагис. Трактористка. 1932
В.Малагис. Трактористка. 1932
Зернова. 1931
Зернова. 1931


В.Ливанова. Exercising the workers for the 
defensif war, 1932
В.Ливанова. Exercising the workers for the defensif war, 1932

Военные учения для рабочих. Девушка в красной беретке явно влюблена в мужчину с гранатой. Художнику даже не удалось это скрыть. Похоже, она срочно нуждается в доброй порции физкультуры. Ну правильно. Вот если бы она не стояла битый час с блокнотиком, а фигачила на лыжах или делала боевой выпад винтовкой, ей было бы не до глупостей.


***

Осоавиахимовки в фуражках продолжают стрелять. Осовиахимовки в красных платках продолжают лежать в траве... У всех девушек по-прежнему маленький каблук и белые носочки.

А.Н.Самохвалов. 1932-1933
А.Н.Самохвалов. 1932-1933

***

Война за полное изъятие личного женского времени продолжалась. Самоварам и кастрюлям давался решительный бой.

Все в тех же идейных туфлях на низком каблуке женщина в красном платке восседала в советской столовой и под обсуждение производственных планов бодро хлебала щи из общепитовского алюминия. В соседнем зале вызывающая изумление буржуазная пальма навевала послеобеденный сон о коммунистическом изобилии...

Кстати сказать, я таких огромных столовых - да еще с пальмой - отродясь не видела.



Дейкин Б. 1932
Дейкин Б. 1932
Гицевич В.А.
Гицевич В.А. 1932

Г. Г.Клуцис. 1932
Г. Г.Клуцис. 1932

А в это время юные представители ОСОАВИАХИМа и фонда "Наш ответ Чемберлену!" стройными рядами продолжали сходить с идеологического конвейера с винтовкой в руках.

Бри-Бейн М. Ф. 1932 г.
Бри-Бейн М.Ф. 1932


Красный платок, пережив незначительный подпольный исход соратниц в развратные красные шляпки и всплакнув о кепке вождя, тверрдой рукой перековался в фуражку ОСОАВИАХИМовки.


Свободная от детей и быта, женщина в красном платке продолжает активно вливаться в ряды участниц производственной и общественной жизни страны...

Пинус Н.С. 1933
Пинус Н.С. 1933
Историческая справка


1931

  • Высший совет физической культуры ввел всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), нормы которого по замыслу ВЛКСМ должна была выполнить вся молодежь страны.

    1932

  • В Ленинграде в течение одного дня были арестованы и отправлены в тюрьмы практически все местные монахи - около 500 человек.
  • Постановление ЦИК и Совнаркома о введении паспортной системы на территории СССР.

    1933

  • ЦК ВКП(б) принял постановление "Об ответственности служащих в государственных учреждениях и предприятиях за вредительские акты".
  • Начальник Главлита РСФСР Борис Волин направил в Политбюро записку "О работе и новых задачах органов цензуры", где предложил в целях борьбы с "вредительством" на культурном фронте "унифицировать военную, иностранную и идейно-политическую цензуру", создав Объединенный Главлит СССР.




  • ***
    Разглядывая картинки тех времен, я не могу понять одного: неужели все эти люди - за такой удивительно короткий срок, прошедший с момента революции! - и правда успели вот так внутренне измениться? Как это у них получилось - так быстро принять новые условия жизни? Безусловно, агрессивная большевистская пропаганда сыграла свою роль. Но кроме этой пропаганды - что они получили такого замечательного, отчего произошло едва ли не мгновенное психологическое согласие?


    Aleksandr Deineka - "A Slave of God.
    A Candidate for the Party" (1925)

    Alexander Deineka. Soviel G?tterbilder und niemand betet.
    Wi binn ich da hingeraten 1926


    Perelmai 1926
    Perelmai 1926

    Вот два человека - двадцать шестой год… Всего лишь девять лет прошло с того дня, как вся их прежняя налаженная жизнь рухнула. Весь уклад. Все взаимоотношения. Всё превратилось в пыль. Всего лишь девять лет - а они уже искренне довольны. Чем? Они уже все забыли! Почему?
    Или это неправда? Или это всего лишь парадная живопись, не соответствующая действительности?
    А я?..
    С чем сравнить революцию? С горбачевской перестройкой, конечно. Когда все стало можно - и люди выбрасывались из окна от ужаса, что завтра станет еще хуже и они все равно умрут. Цены взлетали каждые два-три дня. Зарплата превращалась в ничто - в ничтожные сроки. Нас, обычных людей, превратили в тараканов и мух - выживешь, если случайно не прихлопнут, ибо не до тебя. И одновременно чуть ли не сутками крутили заседания депутатов - разоблачительные гневные слова! И вот эта показуха наполняла меня значимостью - сопричастностью к историческим процессам...
    Я знала, что завтрашний день обязательно принесет мне очередную подлость, но сидела у телевизора с суровым, пролетарским выражением лица победителя - горячо соглашаясь с теми самыми людьми, которые как раз и разрушали всю мою жизнь.


    С.М.Луппов. Спортивные игры на 
стадионе. 1927
    С.М.Луппов. Спортивные игры на стадионе. 1927
    ***
    Двадцать седьмой год - 10 лет революции. Счастливые люди на стадионе - крепкие, сильные, с улыбкой на довольном лице. Они пришли сюда после изнуряющей работы в три смены - но зато по семь часов каждая, чем не праздник?

    ***
    Двадцать девятый год - коллективизация, индустриализация… Тяжелейший труд, крошечная оплата, и женщинам - меньше всего. Но вот они - пролетарские волчицы в красных платках, читающие большевистские газеты: попробуй вырви у них этот платок!

    Недаром партия делала особую ставку на женщин - она правильно учла их психологию. Партия женщин попросту осеменяла - без особых заморочек. Партия просто вливала в них свои идеи. И большевизм становился ее ребенком. Она начинала вынашивать его на физиологическом уровне.

    Iurii Pimenov. Study for poster New Workers' 
Settlement - We Are Building (1929)
    Iurii Pimenov. "Study for poster New Workers' Settlement
    - We Are Building" (1929)

    ***

    С момента развала СССР в 1991 году на данный момент прошло 15 лет. Прошло не так уж и много времени - а я уже давно восприняла новые условия, согласилась с ними и стала их обживать.

    Я помню свою прошлую жизнь. И сейчас, сравнивая с настоящим, я могу умозрительно отдать предпочтение, выбрать. И если бы это зависело от меня, я бы вернулась в ту жизнь. Да, в ней многого не было. Но это все пустяки. Главное, по чему я тоскую - по той идеологической связке, которая делала нас единым народом. Вот по тем скучным передовицам в газетах и унылым выпускам программы "Время" по телевизору - они рассказывали мне сказки про мою спокойную жизнь, они обещали мне стабильную вечность, они уверяли меня, что у нас есть национальная идея и все основания для гордости собой.

    Да, меня обманывали и тогда. Но зато взамен я получала две важные вещи: ту самую национальную идею и "родного отца", за которого было не стыдно поднять тост в новогоднюю ночь.

    Вот уже много лет я не хожу ни на какие выборы. Я больше никому не верю. И, похоже, это не так уж и плохо. Но иногда мне становится грустно оттого, что ни один российский политик больше не может меня обмануть - что мне больше не в кого верить...



    И.Мещерякова. На коллективную работу
    И.Мещерякова. На коллективную работу. 1929
    А.Самохвалов. Ткачихи. 1929
    А.Самохвалов. Ткачихи. 1929


    Nikolaj Svinenko  Briefing from the frontier 
guard, beginning of the 1930s
    Nikolaj Svinenko Briefing from the frontier guard, beginning of the 1930s
    ***

    Тридцатые годы. Летний день заканчивается. Сгустившиеся сумерки прорезает прожекторный луч. В заводской красный уголок (красная скатерть, красное знамя, труды отцов-основателей, газета "Правда" в руках) приходит встревоженный пограничник. Он информирует ячейку активистов (партийную ячейку?) об очередном коварстве врагов. Все сосредоточенно слушают, сидя или стоя в довольно свободных позах. И только девушка в красном платке (одна из трех) в хищном напряжении - пригнуться, броситься, вцепиться. Борьба за безопасность продолжается…



    Лобанов. 1932
    ***

    А в это время на другом заводе, но тоже сидя за красным столом (и, между прочим, на культовых советских стульях - т.н. венских) идет еще одна нешуточная борьба - за индустриализацию. Красноплаточницы на картине отсутствуют. Но зато полно сознательных белоплаточниц.



    А.Самохвалов. Спортсменка с цветами. 
1933
    А.Самохвалов. Спортсменка
    с цветами. 1933

    И вот на фоне всех этих проблем вдруг грянул спорт! Советские физкультурники стали переквалифицироваться в советских спортсменов. Основной задачей советской системы физического воспитания была объявлена подготовка трудящихся к труду (опять-таки) и защите социалистической Родины.
    Девушка из общества "Динамо". Это было первое пролетарское спортивное общество, созданное в 1923 году (чекисты, работники милиции). Оно получило повсеместное распространение - в Азербайджане, Грузии, Армении и на Украине, в Киргизии.
    В 1936 года в Киеве студия "Ленфильм" снимала кино про спорт - "Вратарь" . В роли киношных футболистов были игроки киевского "Динамо".

    А.Самохвалов. Девушка с ядром
    А.Самохвалов. Девушка с ядром. 1933


    А.Н.Самохвалов
    А.Н.Самохвалов. 1934-35

    Творчество художников запестрело девушками в спортивных трусах и майках... И сначала все выглядело вполне пристойно. Советские девушки с серьезным лицом бегали с мячом, метали диски, наматывали километры на лыжах. Физкультура - матерь спорта - твердо стояла на страже советской нравственности, давая отпор онанизму и насмерть борясь с буржуазным сексуальным влечением. Как вдруг…

    Вызывающе сексапильный образ советской спортсменки! Бьет наповал. В неожиданном русле откликнулся художник на веянье времени - введение звания "Заслуженный мастер спорта СССР".

    Это звание было установлено 27 мая 1934 года и присваивалось за выдающиеся спортивные достижения. Первое присвоение состоялось уже 17 июня 1934 года - двадцати двум известным спортсменам. Это футболисты-москвичи Петр Исаков, Федор Селин и Николай Старостин, ленинградцы Павел Батырев, Михаил Бутусов и Владимир Воног и др. Кстати, этот ленинградец В. Воног работал физорганизатором на Кировском заводе - именно он и придумал занятия производственной гимнастикой перед началом рабочего дня.

    В 1935 году появилось звание попроще - "Мастер спорта СССР". Оно присваивалось за выполнение определенных нормативов.

    А еще в том же 1934 году было утверждено положение о значке "Альпинист СССР". Кстати, автором значка "заслуженного мастера спорта" тоже был альпинист.

    И еще кстати: альпинизмом увлекался Николай Васильевич Крыленко - сам нарком юстиции тех лет! За альпинизм он и пострадал. В 1938 году его подвергли партийной критике за то, что пока другие работают, он слишком занят альпинизмом. После чего он был арестован и расстрелян.



    А.Н.Самохвалов. На стадионе. 
1934-35
    А.Н.Самохвалов. На стадионе. 1934-35







    ***

    И опять сексуальные мотивы.

    Девушка в красной спортивной шапочке - счастливая метательница диска - имеет странный спортивный костюм, больше похожий на волнующее нижнее белье. Да еще и черное. При этом вторая девушка одета как положено - в белый костюмчик. Но зато рядом с ней стоит советский красавец-атлет. В ярких красных плавках (заметьте: не трусах!) - прекрасно привлекающих внимание к определенной части фигуры. Вот вам и физкультура. Вот вам и борьба с онанизмом…

    ***
    Парад физкультурников состоялся 1 июля 1935 года в Москве. Присутствовали: руководители партии и правительства во главе с И.В.Сталиным, М.Горький, французский писатель Ромэн Роллан. На этом параде Сталин был назван "лучшим другом пионеров".

    Парад 1 июня принимал Киров (рядом с ним - правильно, девушка в красном платке). Ровно через пять месяцев - 1 декабря - его убьют.

    А.Н.Самохвалов. С.М.Киров принимает парад 
физкультурников
    А.Н.Самохвалов. С.М.Киров принимает парад физкультурников. 1935.
    Газета "Правда", 1935, статья "М.Горький о параде физкультурников"

    "С каждым годом наши парады физкультуры являются всё более весёлыми, яркими и богатыми. Всё более уверенно твёрд шаг молодёжи, и ярче горит в глазах её радость жить в стране, где так быстро и красиво воспитывается тело и так огненно, победоносно цветёт в нём боевой, героический дух, ежедневно выявляя себя в работе на обогащение народа, на оборону родины, против врагов, почти ежедневно сверкая смелыми подвигами на благо своей страны. <…>

    Да здравствует простая, ясная мудрость наших вождей, первых и единственных в мире вождей, которые не пошлют, никогда не пошлют народ свой порабощать маньчжуров, абиссинцев, китайцев, индусов!

    Да здравствует Иосиф Сталин, человек огромного сердца и ума, человек, которого вчера так трогательно поблагодарила молодёжь за то, что он дал ей "радостную юность"!

    Да здравствует молодёжь, счастливая тем, что она имеет возможность свободно развивать все свои способности, все таланты, счастливая тем, что имеет возможность свободно учиться великой и действительно неоспоримой истине!"

    P.S.

    Творчество художника Самохвалова получит мировое признание. На Парижской выставке 1937 года панно Самохвалова "Советский спорт" будет удостоено золотой медали, а "Девушка в футболке" получит Гран-при Международной выставки.

    ***

    К.Малевич.  Автопортрет. Художник
    К.Малевич. Автопортрет. Художник. 1933

    Агроном, абстракционист, супрематист и реалистический живописец (под конец жизни) Казимир Северинович Малевич в ноябре 1917-го (в возрасте 39 лет) был назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в том числе и по охране ценностей Кремля.

    Большевики доверяли Малевичу свои ценности. Правда, это не помешало ОГПУ арестовать бывшего хранителя Кремля. Но его быстро выпустили. Ну мог ли он после этого не нарисовать себе красный берет?!



    Женский красный головной убор - а проще говоря, любимый берет пионерок, приближенных к вождю, - также не обошел хранителя ценностей Кремля. Понятное дело, красный платок так же нашел свое место в творчестве художника.



    Сысоев Н.А.  Портрет матери
    Сысоев Н.А. Портрет матери. 1934.

    Сомнительные лысеватые тетки Малевича, разумеется, исключение в портретной серии красноплаточниц. Портреты тружениц-матерей, вдохновенные облики делегаток, героические образы ударниц требовали совсем иного творческого подхода - социалистического.
    К. Петров-Водкин. Весна. 1935
    К. Петров-Водкин. Весна. 1935


    Терпсихоров. Строительство новой жизни
    Терпсихоров. Строительство новой жизни. 1930

    Мужская майка - любимый трикотаж советских мужчин. В майках мужчины ходят по дому, идут в магазин за хлебом и молоком, сидят во дворе за домино, стоят у станка. В майке же приходят на свидание к любимым женщинам в красных шляпах.

    Полный мужской комплект: майка, кепка, фиолетовые носки.

    ***

    Не терял своей актуальности и еще один мужской хит советского трикотажа - тельняшка. В тельняшках тоже стояли у станка, сидели за домино, а также ходили в институт учиться на архитектора и строителя будущего.



    Nina Kashina At a holiday home, 1934
    Nina Kashina At a holiday home, 1934
    ***

    Шахматы. Наша девушка (в красном головном уборе) сидит в массивном белом кресле - и играет белыми. Кроме того, она блондинка. Ее соперница по борьбе - брюнетка, сидит в черном кресле и играет, понятное дело, черными.

    В 1934 году (дата на картине) руководителем шахматной организации был тот самый Крыленко, пострадавший впоследствии за свою любовь к альпинизму. Но шахматами он руководил весьма и весьма: к 1933 году организованных шахматистов в стране насчитывалось до 500 тысяч (еще десять лет назад их было всего не более трех тысяч).



    Tikhov V. G. 1934
    Tikhov V.G. 1934
    После культурной настольной игры можно расслабиться с моряками. Еще более культурно. Советские моряки встречают группу советских девушек патриотическими песнями советских композиторов под аккомпанемент традиционных русских инструментов - балалайки, гармони и давно уже обрусевшей гитары.

    Среди посетительниц аж четыре красноплаточницы - чтобы у зрителя не осталось совсем уж никаких сомнений на предмет истиной цели таких вот поездок девочек к мальчикам: никакого секса здесь нет. Любовь к морякам имеет исключительно патриотический характер.



    Вялов К. 1936
    Вялов К. 1936

    ***

    Вот еще одна наглядная картинка любви к военным.

    Альтернатива гениальному фильму Никиты Михалкова "Утомленные солнцем": те же годы, те же поля, те же боевые учения - те же танки и те же самолеты с десантом. Только здесь, на агитплакате, в отличие от персонажей фильма колхозники до смерти рады военной технике, сминающей поля (впрочем, здесь они уже убраны).

    Союз сознательного красного и идеологически сочувствующего белого платка - обе женщины сняли свои косынки и приветственно машут ими проходящим войскам.



    Историческая справка

    1931

  • Высший совет физической культуры ввел всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), нормы которого по замыслу ВЛКСМ должна была выполнить вся молодежь страны.

    1933

  • Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о порядке продажи художественных ценностей за границу. Оно требовало "прекратить экспорт картин из Эрмитажа и других музеев без согласия комиссии в составе тт. Бубнова, Розенгольца, Стецкого и Ворошилова".
  • Умер Казимир Малевич
  • Открыт Беломорско-балтийский канал

    1934

  • ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление "О государственном внутреннем займе второй пятилетки". Средства на заем принудительно вычитались из зарплаты

  • (продолжение следует...)




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2006-09-23 (6842 Прочтено)

    [ Назад ]
    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.200 секунды